Рост рентабельности и повышение капитализации банков.

4.3.1 Важнейший путь повышения капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности банковского капитала. Этого можно добиться, прежде всего, через улучшение показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты дивидендов. Именно на этой основе можно активно вовлечь в банки капиталы из других отраслей экономики.

4.3.2 Сдерживает повышение уровня рентабельности банков чрезмерный объем затрат. Он не позволяет кредитным организациям снижать процентные ставки и расширять доступ предприятий и населения к банковским кредитам.

Для решения проблем повышения рентабельности деятельности банковской системы необходимо в 2005-2006 гг. предпринять следующие меры по снижению затрат банков:

- установить адекватную рыночным условиям тарифную политику на расчетно-кассовое обслуживание.

Сегодня банки вынуждены оказывать часть своих услуг по нулевым тарифам (расчетно-кассовое обслуживание бюджетных организаций всех уровней и перечисление налоговых платежей предприятий). В результате банки несут прямые убытки.

- уменьшить расходы на составление отчетности.

Каждый банк в год должен подавать только в ЦБ около 4 тысяч отчетов по 84 формам. Помимо Банка России банки направляют отчетность в налоговые органы, ФСФМ, ФСФР, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный комитет по статистике РФ.

Растет не только число отчетных форм (к отчетности по российским стандартам добавилась отчетность по МСФО, дополнительная отчетность по системе страхования вкладов), но и частота их составления (ежедневный расчет нормативов, включая величину собственного капитала, ведение реестра обязательств перед вкладчиками по состоянию на каждый день и пр.).

- предоставить кредитным организациям право самостоятельно находить оптимальный баланс между расходами на открытие подразделений, обеспечение его безопасности и доходами от развития бизнеса.

Несмотря на то, что в последнее время Банком России были существенно снижены требования к вновь открываемым банковским структурным подразделениям, это до конца не решило проблему. Теперь она перешла в плоскость взаимоотношений банков со страховыми компаниями и органами вневедомственной охраны. Указанные организации предъявляют к банкам по сути все те же завышенные требования к технической укрепленности кассовых узлов и офисов.

- местным органам власти, заинтересованным в открытии на своей территории подразделений кредитных организаций, оказывать содействие банкам по сокращению расходов на ведение банковского бизнеса в регионе.

Такими мерами могут быть подбор помещений, транспортировка ценностей и грузов из удаленных населенных пунктов, снижение для кредитных организаций размеров коммунальных платежей и пр.

- запретить установление специальных повышающих коэффициентов к арендной плате, уплачиваемой кредитными организациями за помещения и земельные участки.

Во многих российских регионах (Ростовская обл., Тюменская обл. и др.) действует значительно завышенный корректирующий коэффициент вида деятельности для уплаты арендных платежей, который приравнивает банки к казино, ночным клубам и торгующим пивом палаткам, что не отражает реального уровня доходности банковской деятельности.

- снизить издержки банков по осуществлению вмененных функций контроля.

В настоящее время банки осуществляют ряд несвойственных им функций налогового контроля, контроля за соблюдением кассовой дисциплины клиентов и т.д. Кредитные организации, обслуживающие значительное число юридических лиц, не в состоянии содержать достаточный штат сотрудников для осуществления этих проверок в предписанные сроки. В результате указанные проверки во многих кредитных организациях сводятся к формальности.

Принимая во внимание фискальный характер данных проверок необходимо рассмотреть вопрос о возложении данных обязанностей на налоговые органы.

- увеличить сроки предоставления информации по запросам налоговых органов с 5 календарных до 15 рабочих дней.

4.3.3 Наряду с реализацией мер по повышению рентабельности банков, необходимо упростить процедуры регистрации капитала и размещения акций, а такжеснять ряд ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банковской системы.

В первую очередь требуется предпринять следующие меры:

- не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;

- учитывать в составе капитала резервы общего характера и переоценку основных средств;

- снять жесткие условия договоров субординированного кредита;

- не ограничивать возможность рекапитализации более жестким требованием к нормативу капитала, чем в рекомендациях Базельского комитета по достаточности капитала;

- продлить на срок не менее 10 лет действие льготы по расчету норматива Н6 для банков-участников банковских групп в части размещения средств на корреспондентских счетах между банками-участниками конкретной банковской группы.

4.3.4 Двойное налогообложение доходов на вложенный капитал (налог на прибыль и налог на дивиденды) также ограничивает капитализацию банков. Необходимо освободить от налогов сумму начисляемых дивидендов, создавая тем самым условия для реинвестирования средств.

4.3.5 С целью существенного ускорения и удешевления процедуры добровольной реорганизации кредитных организаций путем слияний и присоединений следует принять специальный Федеральный закон, регулирующий процедуру слияния и присоединения кредитных организаций, либо включить в действующий Закон «О банках и банковской деятельности» специальную статью, детально регулирующую порядок добровольной реорганизации.

4.4. Поддержание банковской ликвидности. Рефинансирование и межбанковский рынок.

4.4.1 В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям необходимо обеспечить эффективное функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка России.

Согласно Балансу Банка России 84% (или 3508, 7 млрд. рублей) его активов на 01.01.2005г. – это средства, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Только 0,00001% (44 млн. рублей) активов используются для кредитования российских банков и 8,3% (346 млрд. рублей) размещены в российских ценных бумагах.

Система рефинансирования Банка России должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа кредитных организаций к инструментам Банка России. Кредиты должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок, а также предусматривать условия обеспечения, соответствующие обычной кредитной практике.

Для этих целей необходимо:

1) Расширить перечень активов, принимаемых в обеспечение, добавив в него:

· дополнительный перечень облигаций субъектов РФ;

· муниципальные облигации;

· дополнительный перечень еврооблигаций РФ;

· дополнительный перечень корпоративных облигаций;

· наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги («голубые фишки»);

· векселя банков;

· кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей;

· кредиты и векселя компаний, международный рейтинг которых равен или превышает "В-" по версии Standard&Poor's;

· кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2) Чётко установить критерии для кредитов, под которые может осуществляться рефинансирование, с тем, чтобы банки могли, исходя из них, выстраивать отношения с заёмщиками.

3) Минимизировать объём требуемой от банка информации и время для принятия решения о предоставлении ему кредита.

4) На практике использовать Генеральные кредитные договоры между ГУ ЦБ и коммерческими банками (далее – Договор), согласно которым банки могут получать по мере необходимости внутридневные, ломбардные кредиты и кредиты «овернайт» без дополнительного оформления разовых сделок в рамках Договора.

С целью решения комплекса назревших мер по совершенствованию системы рефинансирования Банку России необходимо уже в 2005 г. внести изменения в свою нормативную базу.

4.4.2 Наряду с развитием и укреплением системы рефинансированиянеобходимо активнее использовать возможности межбанковского кредитного рынка для перераспределения средств между банками с избыточными и с недостаточными ресурсами.

Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК. Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.

Примером такой организации межбанковского кредитного рынка может стать саратовская модель, которая успешно себя показала в условиях кризисной ситуации летом 2004 года и в настоящее время работает в Республике Башкортостан, Нижегородской и Астраханской областях. Данная модель предусматривает возможности бесспорного списания денежных средств с корсчета банка-заемщика в случае неисполнения им обязательств по финансовой сделке, получения информации о финансовом состоянии других банков-участников, оперативного согласования спроса и предложения на межбанковском кредитном рынке. Теперь кредитные организации этих регионов в соответствии с единым порядком могут заключать между собой межбанковские сделки с использованием вышеуказанных преимуществ.

4.4.3. Учитывая институциональный дефицит долгосрочных ресурсов, а также снижение риска ликвидности по мере развития системы рефинансирования, рынка МБК и совершенствования риск-менеджмента кредитных организаций, становится целесообразным более активное вовлечение краткосрочных ресурсов в процесс кредитования нефинансового сектора экономики на продолжительные сроки. В этой связи необходимо постепенно снижать требования, предъявляемые к количественным показателям ликвидности банков. При этом, в первую очередь, нужно снижать нормативы, отражающие идею обязательного покрытия долгосрочных кредитов пассивами соответствующей срочности. В перспективе, сообразуясь с практикой развитых стран, ряд нормативов ликвидности может быть отменен в принципе.

Наши рекомендации