Социально-экономические результаты внедрения системы казначейского исполнения бюджета (доходы – затраты)

Расходы на реализацию казначейства субъекта федерации, исполняющего расходную часть областного бюджета, всего составили 4000 тыс. рублей.

В то же время согласно предоставленным сметам расходы единовременного характера федерального казначейства для перевода на обслуживание расходной части областного бюджета и учет местных налогов и сборов согласно предоставленной смете составили бы 30907 тыс. рублей, текущие расходы на содержание работников казначейства составили бы по предварительным расчетам 4717 тыс. руб. и фонд заработной платы на год составил бы без начислений на заработную плату примерно 27043 тыс. руб. При этом предполагаемая штатная численность работников, осуществляющих исполнение областного бюджета по расходам, составила бы 905 человек, из них 667 человек непосредственно на местах, остальные – в управлении.

Подобная разница в суммах была достигнута, прежде всего, путем повышения эффективности работников областного казначейства по сравнению с федеральным казначейством и внедрении самых современных автоматизированных систем казначейского исполнения бюджета.

При этом финансовому управлению потребовалось привлечение 2 дополнительных штатных единиц – двух администраторов – системного и по информационным технологиям в отдел казначейского исполнения бюджета, и двух специалистов планировалось привлечь в отдел тендерных торгов. Остальные специалисты перешли в казначейство из других отделов Финансового Управления (специалисты высвободились благодаря перераспределению функций между отделами и оптимизации работы отделов).

Положительный финансовый результатбыл достигнут в силу следующих обстоятельств.

Среднедневные остатки на едином бюджетном счете финансового управления в мае составляли около 5 миллионов рублей при объеме финансирования через казначейство в размере 18 миллионов рублей, в июле остатки составляли примерно 10 миллионов рублей объеме финансирования 57 миллионов рублей, в августе среднедневные остатки неиспользованного финансирования составляли около 25 миллионов рублей при сумме финансирования 109 миллионов рублей за месяц (рис. 3.1).

Социально-экономические результаты внедрения системы казначейского исполнения бюджета (доходы – затраты) - student2.ru
Рис. 3.1. Остатки неиспользованного финансирования

К примеру, на 10 июля остаток неиспользованного распорядителями и получателями бюджетных средств финансирования составил 10037 тысяч рублей, сумма финансирования в этот день составила 2620 тысячи рублей, т.е. остаток неиспользованного финансирования перекрывал 4 дневных потребности в денежных средствах.

При этом необходимо отметить, что срок нахождения средств на лицевых карточках учреждений составляет в среднем от одной недели до месяца с момента осуществления финансирования, т.е. лаг во времени на использование остатков для сокращения кассовых разрывов или краткосрочного кредитования достаточно велик.

В среднем в сентябре месяце количество платежных поручений, проходящих через казначейство в день составляет 140 штук на сумму около 2 миллионов рублей. При этом ежедневно примерно треть документов отклоняется из-за несоответствия расходов целям, на которые они выделялись, отсутствия подтверждающих расходы документов, или попыток расходования бюджетных средств на непредусмотренные уставами получателей цели. Это и является причиной возникновения остатков на счетах.

Два раза в неделю делается сводная ведомость остатков на лицевых карточках получателей бюджетных средств. В случае наличия значительных остатков по конкретным получателям новое финансирование по ним не производится в виду невостребованности лимитов бюджетных обязательств.

Одним из безусловно положительных моментов является сокращение пробега денежных средств. Как уже говорилось ранее минимальный срок пробега бюджетных средств составлял 9 дней (три банковских дня на одно перечисление со счета на счет), а учитывая неэффективность работы бухгалтерий учреждений этот срок увеличивался до нескольких недель, что в условиях бюджетного дефицита является непозволительной роскошью. Сегодня этот срок составляет один банковский день.

Наличие остатков на лицевых карточках получателей бюджетных средств позволяет избежать заимствований у кредитных организаций на покрытие кассовых разрывов, что, учитывая платность подобных услуг, немаловажно в условиях нехватки средств бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной диссертации проведены исследования с целью сбора, анализа и осмысления данных, связанных с теоретическими и практическими аспектами повышения эффективности достижения главной цели бюджетного процесса – обеспечение социальной поддержки населения. Этой же цели служат и разработки собственных концепций оптимизации финансового контроля. Была глубокого изучена та теоретическая и нормативная база, которая была наработана специалистами в области финансовых и бюджетных технологий как современных, так и исторических, и это нашло самое непосредственное отражение в работе.

Однако стоит признать, что основное внимание в работе уделялось именно на практической составляющей решения социально-экономических проблем региона, для чего автором использовались материалы ряда ведущих специалистов в области финансово-бюджетных отношений и собственный опыт.

Проведенные в диссертации исследования позволили сделать следующие выводы:

· Решение социально-экономических задач напрямую связано с эффективностью реализации бюджетного процесса, поскольку посредством последнего осуществляется решение всех ключевых задач, составляющих основу социально-экономической политики.

· Наиболее важной задачей в условиях дефицита бюджета является оптимизация сбора доходов и осуществления расходов бюджета, иными словами повышение доходной базы и сокращение расходов.

· В рамках сокращения расходов очень важным является целевое и эффективное использование бюджетных средств и повышение качества планирования расходов бюджета.

· На сегодняшний день система контроля за расходами и доходами бюджета практически отсутствует.

· Наиболее эффективным способом контроля за расходованием бюджетных средств является превентивный контроль, устраняющий саму возможность возникновения нарушений.

· Единственным органом, который способен эффективно реализовывать превентивный контроль, является казначейство на базе финансового управления.

· Без четкой методологии построения казначейства и принятия ряда организационных мер казначейское исполнение бюджета невозможно.

Приступая к исследованию, автор надеялся выполнить работу, которая была бы интересна не только финансистам-теоретикам, но и практикам, ежедневно встречающим на своем пути проблемы, напрямую связанные с контролем за бюджетными средствами.

Хочется верить, что такая работа удалась, и в распоряжении отечественных специалистов в сфере бюджета оказался инструмент, который в должной мере содействовать решению социальных проблем регионов.

В рамках диссертации автор пытался не только проанализировать существующую систему расходования бюджетных средств и контроля за исполнением бюджета, но и создать универсальную методологию, позволяющую четко построить казначейскую систему исполнения бюджета любого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

[1] Программа финансово-экономического развития Иркутской области на 2001-2005 годы. Проект.

[2] Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2002 год»от 28.12.2001 № 26/72 - оз

Наши рекомендации