Информационная составляющая на этапе внедрения казначейского исполнения бюджета
Внедрение информационной системы соответствует этапности перехода на казначейство.
Первым этапом является внедрение системы операционного дня финансового органа, о чем достаточно подробно уже говорилось выше.
Следующим этапом является организация казначейства с обслуживанием бюджетополучателей по лицевым карточкам. На этом этапе проводится весь комплекс организационных мероприятий, связанный с созданием казначейства как структуры бюджетной системы финансового управления.
На этом этапе производится разработка и внедрение (адаптация) и отладка операционного дня казначейства (ОДК), обеспечивающего взаимосвязь компонент комплекса в целом и выполняющего:
- функции фронт-офиса, то есть первичный ввод (для бумажных документов) и доставку (для электронных документов) платежных заявок бюджетополучателей всех уровней;
-выгрузку и доставку запросов и контроль поступления ответов из ОДФУ для организации оперативной проверки допустимости планируемого платежа по утвержденной смете расходов предприятия и немедленной регистрации этого платежа как расхода бюджета ОДФУ по факту провода документа в ОДБ;
- поддержку интерфейса реального масштаба времени с установленным ОДБ и обеспечивающего выгрузку и квитовку документов с ОДБ после их регистрации в ОДК;
- функции клиринговой системы как с использованием автоматических алгоритмов поиска оптимального решения так и с возможностью ручного режима работы;
- криптозащита и электронная подпись документов на маршрутах клиент-казначейство (кроме бумажных документов) и казначейство – финорган;
- гибкую настройку выходных форм документов (отчетов и печатных образов);
- имеющего управляемый экспорт, импорт.
В дальнейшем, если это будет признано целесообразным, может быть выполнена работа по переводу казначейства на банковскую основу. При этом рассматривается два варианта:
1. В случае, если создается НКО, выполняются:
- комплекс организационных мероприятий по достижению соглашений о составе учредителей и принятию решения на уровне администрации субъекта федерации о создании НКО и выделении средств для формирования уставного фонда а также форсирование подбора и согласования кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера с учетом требований Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ);
- организация комплекса технических работ по приведению помещения НКО в соответствие с требованиями ЦБ РФ;
- после регистрации НКО перенастройка комплекса программного обеспечения, переходящего к НКО, т.е. системы ОДК под режим реальных платежей.
2. В случае перевода счетов в региональный банк выполняется:
- комплекс организационных мероприятий по принятию решения на уровне администрации об открытии счетов в банке и о делегировании банку функций агента бюджетного контроля;
переустановка комплекса программного обеспечения ОДК и интеграция его с информационными системами банка;
перенастройка самих систем ОДК под режим реальных платежей с обеспечением сохранности данных архивов системы за время работы в режиме единого счета.
В случае сохранения казначейства как структурной единицы финансового управления необходима система удаленного документооборота.
Как уже говорилось во 2 главе для оптимизации документооборота между банком, обслуживающим счета бюджета, и казначейством необходима система удаленного доступа банк-клиент для электронного обмена информацией.
Но, необходимо отметить, что подобный обмен будет эффективен только в том случае, если имеется система криптозащиты информации, обеспечивающая безопасность технологии обработки электронных документов, включающая в себя комплекс технологических, программных, организационных и технических мер и средств защиты на этапах подготовки, обработки, передачи и хранения электронных документов [54] .
В Иркутской области такой системой является СЭПИР – система электронной подписи Иркутского региона. Подобная система в области функционирует исключительно во взаимоотношениях между кредитными организациями и РКЦ, и на сегодняшний день имеется только два клиента, которые не являются кредитными организациями – отделение федерального казначейства по Иркутской области и Главное финансовое управление Иркутской области.
Внедрение системы реализуется достаточно оперативно, и позволяет эффективно реализовывать возросший документооборот.
Необходимо так же отметить, что автоматизация процесса обмена платежными поручениями (платежное поручение приходит от клиента в электронной форме, обрабатывается в полуавтоматическом режиме, уходит на исполнение так же в электронном виде) позволяет минимизировать количество ошибок исполнителей.
И в заключение главы необходимо указать важный момент, позволяющий сократить расходы на приобретение программного обеспечения.
При приобретении программного обеспечения для внедрения казначейской системы исполнения бюджета важно обратить внимание на тот факт, что сумма оплаты по договорам на приобретение не облагается налогом на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС). Действительно, согласно ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от НДС освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета.
Тот факт, что работы по казначейскому исполнению бюджета оплачиваются за счет средств соответствующего бюджета, сомнению не подлежит.
Учитывая, что подобное программное обеспечение является новым для каждого конкретного субъекта, и то, что согласно Письма Инновационного совета при председателе Совета Министров РСФСР деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, к которой в частности относится проведение работ с целью создания образцов новой техники и технологий считается научно-исследовательской, разработку и внедрение информационной системы казначейского исполнения бюджета закономерно отнести к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.
Таким образом независимо от того, является ли оказывающая данные услуги организация коммерческой или бюджетной в случае оплаты за счет бюджетных средств бюджета любого уровня программное обеспечение является опытно-конструкторскими работами, освобождаемыми от НДС.