Внутренние заимствования областного бюджета (Иркутская область), руб.

Сумма кредита Количество дней Экономия
133087,5
47387,96
111388,3
11380,45
38750,83
368740,1
23933,87
11449,48
4604,167
Итого

В таблице 2.1. приведены выборочные данные за ряд месяцев по заимствованиям таких средств и рассчитан примерный процент, который был бы дополнительно потрачен на привлечение этих же средств в кредитных организациях (при примерной ставке кредита 19,5%). Данные по внутренним заимствованиям областного бюджета приведены в табл. 2.1.

Таким образом, только по приведенным данным дополнительно было сэкономлено почти 2.5 миллиона рублей.

Средняя сумма кредитов составила 10.7 млн. рублей на средний срок 29,9 дней.

Динамика сумм займов, руб.

Внутренние заимствования областного бюджета (Иркутская область), руб. - student2.ru

Рисунок 2.2. Динамика сумм займов Иркутской области

В таблице 2.2. представлены отклонения платежных документов по ряду основных социальных статей расходов областного бюджета.

Как уже говорилось выше, для построения казначейской системы исполнения бюджета необходимо кодирование всех доходов и расходов бюджета по статьям бюджетной классификации. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [2].

Таблица 2.2.

Таблица отклонений платежных документов, тыс. руб.

Наименование статей Суммы Средний процент отклонения Суммы отклонения
Оплата труда государственных служащих 19727,88
Начисления на оплату труда 7170,96
Медикаменты 4871,65
Продукты питания 12032,37
Оплата коммунальных услуг 25784,58
Оплата услуг связи 2710,35
Текущий ремонт зданий и сооружений 3662,06
Капитальный ремонт зданий и сооружений 27808,78
Строительство объектов непроизводственного назначения 22611,54
Итого   126380,2
Средние значения 152516,6 14042,24

В частности использование бюджетной классификации позволяет получать сопоставимые данные по доходам регионального и местных бюджетов, сопоставлять плановые расходы, фактические расходы и отчеты по расходам получателей бюджетных средств и так далее.

Классификация доходов представляет собой группировку доходов, объединяющей их конкретные виды по источникам и способам получения (в частности доходы делятся на налоговые и неналоговые доходы, налоговые доходы делятся по видам налогов). Ведение информации по поступившим доходам в разрезе классификации позволяет отслеживать разбивку налогов между уровнями бюджетов, отследить суммы поступающих доходов от оказания платных услуг бюджетных учреждений, автоматически сравнивать информацию о поступивших налогах по местным бюджетам, проводить автоматическую разбивку поступивших платежей и их перечисление в федеральный или местный бюджет.

Внутренние заимствования областного бюджета (Иркутская область), руб. - student2.ru

Рисунок 2.3. Отклонения платежных документов по видам платежей

Классификация расходов бюджета делится на функциональную классификацию, которая отражает направление бюджетных по функциям, исполняемым государством; целевую классификацию, которая является уточняющей по отношению к функциональной классификации и отражает конкретные направления деятельности в пределах обозначенных функций; классификацию видов расходов (детализация в пределах целевых статей).

Отдельным блоком является классификация расходов бюджета по экономическому содержанию (финансирование на заработную плату, на коммунальные услуги и так далее).

Еще одним способом кодировки расходов является ведомственная классификация расходов бюджета, которая фактически отражает систему получателей бюджетных средств по иерархии.

Для реализации казначейского исполнения бюджета необходим четкий план расходов бюджета в разрезе получателей бюджетных средств и статей бюджетной классификации, основанный на реальных доходах бюджета, так называемый кассовый план. Именно на его основе осуществляется финансирование расходов и осуществляется контроль целевого использования бюджетных средств.

Регламент составления и исполнения кассового плана приведен в приложении (приложение 1), здесь же необходимо указать основные моменты составления кассового плана.

Первым этапом его составления является прогноз реальных доходов бюджета на период, он осуществляется на основе сбора с крупнейших предприятий, плательщиков в областной бюджет, данных о планируемых суммах поступлений в областной бюджет в разрезе налогов и форм уплаты налогов, прогнозировании планового размера федерального трансферта и погашения бюджетных ссуд и возврата кредитов.

После выявления суммы планируемых доходов производится планирование расходов, первым этапом которого является сбор заявок на финансирование от бюджетных учреждений с указанием сроков оплаты конкретных договоров (подобные заявки составляются в пределах утвержденных годовых смет). Эти заявки проверяются на реальность и обоснованность, и формируется кассовый план по расходам. Кассовый план формируется бездефицитным (при наличии дефицита способы его покрытия указываются в доходной части кассового плана, и расходы в этом случае так же не превышают доходов).

Затем производится централизованная оплата товаров, работ или услуг, и оставшаяся сумма в течении месяца зачисляется на лицевые карточки получателей бюджетных средств, которые осуществляют ее расходование. Необходимо отметить, что кассовый план составляется исключительно в разрезе статей бюджетной классификации.

Для реализации казначейства субъекта федерации необходима централизованная оплата закупка ряда товаров, работ и услуг, что дает возможность усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, ускорить расчеты и проводить ряд платежей с экономией бюджетных средств. В частности целесообразно централизовать оплату коммунальных платежей получателей бюджетных средств.

Для этого с основными поставщиками коммунальных услуг и услуг связи заключаются соглашения о порядке расчетов за коммунальные услуги, в которых оговариваются сроки и порядок централизованной оплаты данных услуг, порядок предоставления счетов в финансовое управление и порядок проведения сверок.

Поставщики ежемесячно предоставляют в финансовое управление счета в разрезе получателей бюджетных средств и прогноз сумм платежей на предстоящий период. Такой прогноз позволит эффективно сформировать кассовый план на следующий период и не допускать перефинансировния по статьям. Обязанность проведения сверок с поставщиками лежит на получателях бюджетных средств, и по итогам проведения таких сверок корректируется сумма оплаты в последнем месяце квартала.

Одним из важных моментов функционирования казначейства является осуществление оплат с единого бюджетного счета. Плательщиком в данном случае является орган, исполняющий бюджет, что влечет за собой ряд проблем, в том числе и в области налогообложения.

Согласно 215 статье БК РФ органы исполнительной власти являются кассирами всех получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Далее статья 216 БК РФ говорит о принципе единства кассы, то есть все поступающие доходы бюджета субъекта федерации, к которым согласно статье 41 БК РФ относятся так же доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов федерации (иными словами, бюджетных учреждений), зачисляются на единый счет по исполнению бюджета, и осуществление всех расходов бюджета так же производится с этого единого счета.

Владельцем единого бюджетного счета является орган, исполняющий бюджет субъекта федерации, иными словами главное финансовое управление администрации Иркутской области. Соответственно при совершении расходов с этого счета от имени и по поручению бюджетных учреждений плательщиком выступает ГФУ, которое платит за бюджетное учреждение.

В то же самое время согласно статьи 45 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога или сбора, то есть оплата за третьих лиц не допускается.

Рассмотрим налоги, которые должно платить бюджетное учреждение. Прежде всего, это налоги и платежи с фонда оплаты труда – подоходный налог и платежи во внебюджетные фонды – пенсионный, медицинского и социального страхования, фонд занятости.

Очевидно, что по подобным платежам орган, исполняющий бюджет, является налоговым агентом (согласно 24 статье НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов из средств, выплачиваемым налогоплательщикам).

Поскольку заработная плата и начисления на заработную плату выплачиваются бюджетным учреждениям органом, исполняющим бюджет, на него может быть возложена обязанность по самостоятельной уплате за бюджетное учреждение подоходного налога и платежей во внебюджетные фонды. Единственным условием является выдача средств на заработную плату не ранее момента уплаты подобных платежей, за что орган, исполняющий бюджет, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

За счет бюджетных средств прочие налоги (в том числе НДС, налог на прибыль, и так далее) не платятся. Но при оказании бюджетным учреждением платных услуг автоматически возникает обязанность по уплате ряда налогов и сборов (в том числе налога на прибыль учреждений). Здесь орган, исполняющий бюджет, нельзя считать налоговым агентом, поскольку средства налогоплательщику поступают не из бюджета, а от сторонних организаций.

Таким образом, возникает противоречие между налоговым и бюджетным законодательством.

В ряде регионов подобное противоречие решается путем открытия учреждениям специальных счетов в учреждениях банка России или кредитных организациях, на которые поступают доходы от оказания платных услуг, и с которых учреждения самостоятельно оплачивают налоговые платежи, перечисляя остальную сумму в доход бюджета на единый бюджетный счет. Но наличие подобных счетов противоречит принципу единства кассы, и обслуживание таких счетов производится банком России и кредитными организациями на возмездной основе. Таким образом в целях экономии бюджетных средств и во исполнения норм БК РФ такие счета должны быть закрыты и доходы от оказания платных услуг должны зачисляться непосредственно на единый счет бюджета.

Противоречие же с НК РФ можно разрешить следующим образом: согласно статье 1 БК РФ он регулирует все отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, и для бюджетных платежей, таким образом, БК РФ является доминирующим документом, и мы вправе применять в данном случае нормы БК РФ, оплачивая подобные налоги от имени и по поручению бюджетного учреждения (ст. 216 БК РФ). При этом ответственность за своевременную уплату налогов и сборов несет по прежнему бюджетное учреждение, которое дает поручение на их оплату с единого бюджетного счета.

Следующим большим блоком работы по организации казначейства является создание информационной системы, которая позволяла бы выполнять все описанные выше функции казначейства.

Наши рекомендации