Выявление семей, нуждающихся в социальной защите, их учет.

Классификация неблагополучных семей.

Основные методы и технологии выявления и учета лиц и семей, нуждающихся в социальной защите

ЦЕЛЬ: Научиться характеризовать виды неблагополучных семей, находить оптимальные варианты помощи в каждом проблемном случае. Отработать навыки поиска, анализа и систематизации необходимого материала. Получить навыки в наборе и редактировании текста и создания схем и таблиц в программе WORD.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

Ø Повторить материалы лекций по МДК «Право социального обеспечения», «Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации», «Психология социально-правовой деятельности», «Социальная психология», необходимый материал учебников из представленного списка литературы.

Ø Для формирования отчета выполнить следующие работы (оформить результаты своей работы по данной теме на ПК, используя программу MS WORD).

1. Выполнить задания:

Задание 1.

Дать развернутую характеристику следующим видам семей:

1) криминальные,

2) конфликтные,

3) педагогически несостоятельные,

4) семьи социального риска,

5) неполные,

6) многодетные,

7) малообеспеченные.

Сделать вывод по работе.

Задание 2.

Изучив положения Семейного кодекса РФ, Федерального закона №44-ФЗ от 16.04.2001г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Письма Минобрнауки РФ №06-354 от 31.08.2010г. «О применении законодательства по опеке и попечительству», другие НПА составить алгоритм действий специалиста(описать процедуру):

1) По выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей

2) По учету и контролю за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью

Задание 3.

Изучив приложения к Письму Минобрнауки РФ №06-354 от 31.08.2010г. «О применении законодательства по опеке и попечительству» составить Журнал учета детей, находящихся в социально опасных семьях. Внести в него 5 записей по выдуманной фабуле.

Задание 4.

Разработать индивидуальную программу реабилитации ребенка, изъятого из неблагополучной (социально опасной) семьи, где с ребенком жестоко обращались.

Задание 5.

Провести правовой анализ практических ситуаций:

Ситуация 1

В марте 2007 г. родители Вити Малкова, 1999 г. р., уехали на заработки в район Крайнего Севера, оставив ребенка с бабушкой. Первоначально родители эпизодически присылали деньги и сообщали о своем местонахождении, но с середины 2009 г. сообщений от них больше не поступало. В ноябре 2009 г. после смерти бабушки Витя остался один в квартире. Проживая дома, он питался у соседей, которые попытались самостоятельно установить местонахождение его родителей, однако это им не удалось. В январе 2010 г. на основании сообщения соседей орган опеки и попечительства направил соответствующие сведения в областной департамент образования, который включил сведения о Вите в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Попытки устроить Витю на воспитание в семью на территории области на протяжении января - марта 2010 г. результата не дали. После этого (в апреле 2010 г.) информация о нем была направлена в Министерство образования и науки РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Дайте оценку действиям органа опеки и попечительства и областного департамента образования в этой ситуации. Какие сроки выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в России?

Ситуация 2

Рано утром на крыльце РОВД дежурный обнаружил сверток, в котором оказался мальчик примерно месячного возраста. Ребенок был передан органу опеки и попечительства, который, в свою очередь, поместил его в дом ребенка.

Какие документы должен составить орган опеки и попечительства для постановки этого ребенка на учет как оставшегося без попечения родителей? Какие органы и в каком порядке осуществляют учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какие права имеет ребенок, поставленный на учет как оставшийся без попечения родителей и помещенный в воспитательное или лечебное учреждение, и кто, как их осуществляет?

Ситуация 3

Оставшийся без попечения родителей восьмилетний Борис Кравцов был временно помещен органом опеки и попечительства в интернат. Меры по его устройству в семью (на усыновление, в приемную семью, под опеку) на территории области по месту нахождения интерната в течение 4-х месяцев результата не дали. После этого руководитель интерната по просьбе иностранной посреднической фирмы самостоятельно организовал знакомство с Борей супругов Томсон — граждан США, а затем по согласованию с ними дал заключение о возможности усыновления Бориса. Данное заключение было представлено в суд для решения вопроса об усыновлении Бориса Кравцова супругами Томсон.

Узнав об этом, орган опеки и попечительства отозвал из суда заключение директора интерната и поставил вопрос о привлечении его к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП. Директор интерната не согласился, что совершил правонарушение, пояснив, что принял все возможные меры по устройству ребенка в семью, что действовал в его интересах.

Имеются ли основания для привлечения директора к административной ответственности? Как должен был действовать руководитель интерната и органы опеки и попечительства в данной ситуации?

Ситуация 4

В связи с работой по контракту семья Максудовых (муж, жена и пятилетний сын) выехала из Татарстана на о. Сахалин. Через некоторое время супруги Максудовы утонули в море при крушении судна. После гибели родителей их сын был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь ребенок привык к новым условиям жизни, нашел контакт с воспитателями и детьми.

Через несколько месяцев в воспитательное учреждение приехала ранее незнакомая с ним дальняя родственница Максудових - Замалутдинова, которая попросила руководителя учреждения Попцову дать положительное заключение об усыновлении ею ребенка. Однако Попцова стала отговаривать Замалутдинову от усыновления, мотивируя это тем, что ранее она не была знакома с ребенком и неизвестно, как сложатся у них отношения, а в детском доме ребенок хорошо устроен и адаптировался.

В свою очередь, Замалутдинова высказала твердое убеждение в том, что ребенку будет лучше у нее и в окружении дальних родственников, где он сможет изучить родной язык и жить в привычных для него условиях. Однако мнение Попцовой со ссылкой на интересы ребенка поддержал также орган опеки и попечительства, в связи с чем в ходатайстве Замалутдиновой было отказано.

Дайте правовую оценку действиям Попцовой и органа опеки и попечительства. Должно ли учитываться при устройстве ребенка в семью его этническое происхождение? Каким формам устройства детей, лишившихся родительского попечения, отдает приоритет СК РФ?

Ситуация 5

И. А. Толкунова предъявила иск к С. Б. Толкунову о расторжении брака и отмене удочерения им ее ребенка, 1996 г. р., поскольку сложившиеся между сторонами неприязненные отношения не могли обеспечить нормальное воспитание дочери. Причиной такой размолвки между супругами явилось плохое отношение Толкунова к удочеренному ребенку: в отношениях с девочкой он был груб, часто бил ее, она его боялась. Суд полностью удовлетворил исковые требования Толкуновой и одновременно обязал Толкунова выплачивать алименты на содержание девочки до ее совершеннолетия.

Кто вправе требовать отмены удочерения в судебном порядке? Правильное ли решение вынес суд по иску Толкуновой?

Задание для самостоятельной работы:

Используя ресурсы интернета, периодические издания, результаты социологических исследований, статистические данные, полученные в организациях и учреждениях социального обеспечения (органы опеки) найти и систематизировать информацию о численности детей в Томской области (В муниципальном образовании), усыновленных, принятых под опеку и переданных на воспитание в приемную в семью. Подготовить аналитическую справку (статистика за последние три года). Графически отразить результаты анализа.

Наши рекомендации