Сущность и закономерности развития инфляции
Инфляция - это продолжительное и быстрое обесценения денег вследствие чрезмерного роста их массы в обороте.
При этом стремительный рост денежной массы может быть как абсолютным, так и относительным. Например, увеличение массы денег за месяц на 15% на протяжении двух-трех лет неминуемо вызовет инфляционное обесценение денег, поскольку экономика ни одной страны не в состоянии обеспечить соответствующее увеличение физических объемов предложения на товарных рынках. Таким же будет результат, если денежная масса остается неизменной или возрастает незначительно, например на 5% на год, зато физические объемы производства товаров и услуг сокращаются ежегодно на 10-15% на протяжении нескольких лет, то есть постоянно денежная масса будет быстро возрастать относительно ниспадающих объемов производства в натуральном выражении.
Инфляция не возникает внезапно, а развивается постепенно как продолжительный процесс, который можно разделить на несколько стадий. Отличаются эти стадии соотношением темпов роста предложения денег и темпов их обесценения.
На первой стадии темпы роста предложения денег опережают обесценение денег, причем это опережение постепенно уменьшается, приближаясь к выравниванию.
На второй стадии инфляции темпы обесценения денег опережают темпы роста их предложения. Это предопределяется такими факторами:
- ускоряется скорость движения денег в текущем обороте и увеличивается платежеспособный спрос сравнительно с текущей эмиссией;
- возрастает скорость оборота всей денежной массы;
- возникают и быстро распространяются бартерные операции, суживая товарную основу денежной массы в обороте;
- обесценение денег приводит к оттоку рабочей силы из сферы производства в сферу спекулятивного обмена, который предопределяет падение производства и товарооборота, из-за чего уменьшается спрос на деньги.
Вследствие действия указанных факторов появляются так называемые инфляционные ожидания, когда экономические субъекты начинают сознавать неизбежность будущего повышения цен. Во избежание связанных с ним будущих потерь, они начинают немедленно покупать товары не только для текущего потребления, а и для будущего. Для этого на рынок «выбрасываются» не только все текущие доходы, а и сбережения предшествующих периодов. Неминуемым следствием становится опережающий рост уровня цен сравнительно с ростом денежной массы и падение уровня монетизации валового внутреннего продукта.
Точно измерять открытую ценовую инфляцию возможно с помощью индекса цен за определенный период — год, квартал, месяц. Для измерения инфляции наиболее часто применяется три их вида:
— индекс цен потребительских товаров (индекс потребительских цен);
— индекс цен на средства производства (индекс цен производителей);
— индекс цен ВВП, или дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для личного потребления. Этот показатель наиболее часто используется для характеристики инфляции, поскольку он довольно точно выражает не только экономические, а и социальные аспекты инфляции, в частности ее влияние на уровень жизни населения, а потому его называют еще индексом стоимости жизнь. ИПЦ широко применяется в практике регулирования государственной финансовой и социальной политики, анализа и прогнозирования ценовых процессов, регулирования курса национальной валюты, решения правовых споров и т.п..
Определяется ИПЦ по стоимости определенного законодательно зафиксированного набора товаров и услуг («потребительской корзины»), определенного в рыночных ценах базового и текущего периода. Рассчитать ИПЦ можно по такой формуле:
ИПЦ = Рыночная стоимость фиксированной «корзины» в текущем году (SР1g0) / Рыночная стоимость фиксированной «корзины» в базовом году (SР0g0)
где Ро и Р1 — цены единицы товаров (услуг) базового и отчетного периодов соответственно;
gо— количество товаров в «потребительской корзине» базового периода.
Несмотря на широкое применение ИПЦ, он недостаточно точно выражает инфляционный процесс и его влияние на стоимость жизни. Дело в том, что ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору товаров, который остается неизменным на протяжении продолжительного времени. В условиях же инфляции население часто заменяет в потреблении товары, которые наиболее подорожали, более дешевыми. Как следствие, структура потребления существенным образом изменяется сравнительно с той, которая была зафиксирована при определении «корзины». Поэтому в условиях высокой инфляции нужно чаще изменять структуру «потребительской корзины».
Индекс цен на средства производства (цен производителя) характеризует изменение во времени общего уровня цен на средства производства, которые покупают юридические лица для производственного потребления. Этот индекс выражает рост оптовых цен, темпы которого не всегда совпадают с темпами роста розничных цен, по которым определяется ИПЦ. Индекс цен производителя более чувствителен к изменению затрат на производство, чем к изменению спроса. Поэтому его часто используют при характеристике инфляции затрат, в особенности если рост оптовых цен происходит во времени ранее роста розничных цен. Этот индекс применяется более ограниченно, чем ИПЦ.
Определяется индекс цен производителя за формулой агрегатного индекса цен Ласпейреса;
ИЦП = (SР1g0) / (SР0g0),
где Р1 и Ро — уровень цен единицы товара (услуги) текущего и базового периодов соответственно;
gо — количество товаров (случаев предоставление услуг) в базовом периоде, которые взяты в расчет.
Дефлятор ВВП характеризует изменение во времени общего уровня цен на все товары и услуги, которые реализованы конечным потребителям. Этот наиболее широкий показатель, который характеризует инфляционные изменения всех цен. Поэтому дефлятор ВВП может заметно отличаться от ИПЦ и ИЦП, поскольку он точнее учитывает реальную структуру личного и производственного потребления, чем предшествующие индексы. Определяется дефлятор ВВП тоже по формуле агрегатного индекса цен Ласпейреса.
Виды и причины инфляции
В литературе встречаются десятки разных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того ли другого вида. Поэтому могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированная инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция затрат и т.п. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенным образом усложняется понимание ее сущности.
Наиболее корректной является классификация видов инфляции по трем критериям: формам проявления, темпам обесценения денег, факторами инфляции.
По формам проявления инфляции можно выделить:
- ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;
- инфляцию сбережений, если обесценение денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;
- девальвацию, при которой обесценение денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.
Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях либерализованного рынка вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.
По темпам обесценения денег обычно выделяют:
- ползучую, что характеризуется ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен — до 5% на год;
- сдержанную, открытую, которая проявляется в ускорении обесценения денег в форме роста цен, которая колеблется в границах 5-20% на год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Наибольшее это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, в особенности «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают ускоренно повышать цены на свои товары в ответ на возрастание спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные затраты, а потому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, поднимая равновесие всего рынка;
- галопирующая инфляция, если рост цен 20-50%, а иногда 100% на год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразный, крайне неравномерный рост цен, который тяжело предусмотреть и который не поддается регулированию. От такой инфляции тяжело оградиться, и влияние ее на экономику резко отрицательный;
-гиперинфляция, которая характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен — более как 100% на год. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из оборота, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Поднимается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.п..
По факторам, которые служат причиной инфляционного процесса, можно выделить много видов инфляции. Тем не менее, на практике все эти факторы часто действуют одновременно, накладываясь один на одного. Поэтому четко вычленить такие виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять лишь два вида инфляции:
— инфляцию затрат;
— инфляцию спроса.
Эти два вида инфляции, в сущности, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены — со стороны предложения или со стороны спроса.
Инфляция затрат вызвана давлением на цены со стороны роста производственных затрат:
- рост заработной платы,
- рост затрат на энергетические и сырьевые ресурсы,
- падение производительности труда,
- усиление монополизации производства и рынка,
- рост в структуре производства областей с замедленными темпами роста производительности труда (например, услуг), с высокой долей затрат на заработную плату и низким удельным весом производства предметов потребление и т.п..
Во всех этих случаях, чтобы сохранить объемы производства и предложения на уровне предшествующего периода, необходимо увеличивать денежные выплаты, которые приведет к росту спроса, а, следовательно, и цен. Если денежные выплаты не увеличивать, то указанные факторы приведут к сокращению производства и предложения, которое при предыдущем спросе тоже будет подталкивать цены вверх. Здесь тоже возникнет «лишний» спрос, который будет провоцировать рост цен.
Инфляция спроса вызывается давлением на цены со стороны денег вследствие роста их предложения банковской системой и обусловленного этим увеличения платежеспособного спроса на товарных рынках. Определяющим фактором этой инфляции является рост предложения денег, поэтому ее еще называют монетарной инфляцией. Сам рост предложения денег может быть вызван использованием сеньйоража для покрытия бюджетного дефицита или переходом к либеральной монетарной политике или обоими факторами одновременно.
Выяснение причин инфляции имеет важное значение для правильного понимания самой ее сущности, а также для разработки эффективной антиинфляционной политики, которая должна быть направлена, прежде всего, на преодоление причин инфляции.
В наиболее общем виде причины инфляции можно вывести из формулы известного «уравнения обмена» И. Фишера, то есть рост цен может быть спровоцированным ростом массы денег (М), скорости оборота денег (V) и сокращением физического объема производства (Q). Учитывая то, что скорость денег признается относительно стабильной, основными причинами роста цен могут быть увеличение М, уменьшение Q, или оба фактора одновременно. Амплитуда колебания Q определяется более объективными факторами и потому значительно меньше, чем амплитуда колебания М. Отсюда ключевым, наиболее результативным фактором влияния на динамику уровня цен является изменение массы денег в обороте. Поскольку изменение М зависит от динамики предложения денег, то считается, что решающим фактором инфляции является наращивание предложения денег.
Эти положения положены в основу так называемой денежной теории инфляции, которой придерживаются представители монетаристской школы. Известнейший представитель современного монетаризма М. Фридман единой причиной инфляции считает чрезмерное предложение денег, благодаря чему увеличиваются денежные доходы и платежеспособный спрос. Поднимается рыночная планка роста цен. Эта зависимость сегодня приобрела широчайшего признания.
Монетаристы считают, что увеличение предложения денег определяется исключительно денежно-кредитной политикой государства. Она может направлять ее на достижение таких целей, за которые предложение (масса) денег остается неизменной и инфляция будет невозможной. Такими целями является стабилизация цен и поддержание в равновесии конъюнктуры рынка.