Каждая из подсистем имеет свой особый объект регулятивного влияния, который ограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.
В денежной системе Украины можно выделить следующие элементы:
- наименование денежной единицы;
- масштаб цен;
- виды и купюрность денежных знаков;
- регламентация безналичных денежных расчетов;
- регламентация налично-денежного оборота;
- регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями;
- регламентация режима банковского процента;
- государственные органы, осуществляющие регулирование денежного оборота и контроль за соблюдением действующего законодательства.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.
Наименование денежной единицы, как правило, связано с историей страны. Когда государство создает новую денежную систему, название для своих денежных единиц оно ищет в своей истории.
Масштаб цен представляет собой величину денежной единицы данной страны. В эпоху, когда деньги имели натурально-вещественную форму, в частности, серебра и золота, масштаб цен устанавливался государством путем определения весового содержания металла в денежной единице. Определенная таким образом величина денежной единицы была важным элементом ценообразования. Однако покупательная способность таких денег не могла существенно отклоняться от стоимости их официального металлического содержания. Поэтому, изменяя величину последнего, государство могло изменять общий уровень цен.
В современных условиях, когда в обращении находятся неразменные на золото кредитные деньги, фиксация государством металлического содержания денежной единицы утратила смысл и упразднена во всех странах.
Виды и купюрность денежных знаковопределяет высший законодательный орган, который придает им статус законного платежного средства. Все другие платежные средства такого статуса не имеют. Запрещается также использование в пределах данной страны иностранные денежные знаки как платежные средства, поскольку это усложняет обеспечение национальных денег.
Если действующее законодательство разрешает обращение небанковских платежных средств, например, векселей и чеков, то оно определяет условия их обращения, ответственность эмитентов этих средств и механизм реализации такой ответственности. Государство не несет ответственности за их обеспечение.
Право эмиссии денежных знаков предоставляется определенному государственному органу, как правило, центральному банку страны. Денежные знаки имеют вид банковских билетов (банкнот). В отдельных случаях эмиссия денежных знаков может поручаться Министерству финансов (Казначейству). В этом случае денежные знаки называются казначейскими билетами. Существенное отличие между определенными видами денежных знаков заключается в разных механизмах их эмиссии – порядке выпуска в обращение и изъятия из оборота.
Эмиссия казначейских билетов используется непосредственно для покрытия бюджетных расходов и допускается, как правило, в условиях глубокого кризиса государственных финансов.
Эмиссия банковских билетов используется для кредитования центральным банком коммерческих банков и правительственных структур. В первом случае эмитированные банкноты направляются в реальный экономический оборот, который создает предпосылки для их возврата к эмитенту через погашение ссуд, и превращает излишние накопления банкнот в обращении. Во втором случае банкноты используются для покрытия бюджетных расходов. Поскольку правительственные структуры получили их от центрального банка на кредитных условиях, они должны так вести свое финансовое хозяйство, чтобы вернуть кредиты и не допустить оседания лишней массы денежных знаков в обращении и их обесценивание.
Особое место в денежной наличности занимает разменная монета. По характеру эмиссии она относится к тому же самому виду денежных знаков, что и основная валюта. Она играет вспомогательную роль относительно основной валюты – обеспечивает платежи на суммы, меньшие размера принятой в стране денежной единицы. Если величина денежной единицы очень маленькая, то потребность в разменной монете снижается и вообще отпадает.
Кроме видов денежных знаков законодательство государства определяет также их купюрность. Правильно установленная размерность номиналов создает значительные удобства участникам платежного оборота.
Регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями – важный и эффективный элемент денежной системы, активно используемый для защиты и обеспечения стабильности национальной валюты.
Регламентация режима банковского процента обеспечивает регулирование цены денег на денежном рынке с целью влияния на их массу в обращении, а тем самым – на стабильность денег.
Организация оборота денег возлагается действующим законодательством на банки. Эта одна из важных функций банков, которую они выполняют в процессе расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Специальным органом регулирования денежного оборота и контроля за соблюдением законодательства по монетарным вопросам в Украине является Национальный банк Украины. Другие органы государственного управления экономикой – Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство финансов, реализуя мероприятия экономической и финансовой политики, также влияют на денежный оборот. Однако свои регулятивные действия в монетарной сфере они должны координировать с НБУ.