Современный монетаризм как направление развития количественной теории
Современный монетаризм как одно из направлений экономической мысли возник в 60-х годах XX ст. в связи с поиском путей преодоление инфляции, продолжительный рост которой ставился в вину экономической политике, которая проводилась по кейнсианским рецептам. Кейнсианство сформировалось на рубеже 20—30-х гг., когда нужно было преодолеть глубокий спад производства и безработицу.
Современный монетаризм сформировался в 60—70-е годы, когда в особенности заострилась проблема инфляции, а проблемы безработицы и спада производства отошли на второй план. Решить эту проблему по кейнсианским рецептами было невозможно, нужные были новые подходы.
Вместе с тем современный монетаризм не является принципиально новой теорией. Он, в сущности, является осовремененной неоклассической количественной теорией. В процессе развития этой теории монетаристы опирались на кейнсианские исследования денежного механизма и, безусловно, позаимствовали из него то, что не противоречило реальной действительности. Поэтому между современным монетаризмом и кейнсианством есть определенная преемственность, тем более, что и именно кейнсианство принципиально не отвергнуло количественной теории..
Считается, что формирование современного монетаризма было начато выходом в свет научных работ представителей «чикагской школы» во главе с М. Фридманом: «Исследование в области количественной теории» (под редакцией М. Фридмана, 1956) и «История денег Соединенных Штатов. 1868—1960» (авторы М. Фридман и А. Шварц, 1963).
Наиболее весомыми элементами современного монетаризма являются такие положения:
•свободная рыночная экономика, которая базируется на частной собственности, является потенциально гармоничной, способной к полному саморегулированию, если определенные внешние силы этому не станут помехой. Поэтому если в реальной действительности в экономике существуют такие явления, как периодические кризы, безработица, инфляция и т.п., то это результат действия именно таких внешних сил.
•денежная сфера у монетаристов является относительно самостоятельной, отделенной от сферы реальной экономики, что означало возрождение «классической дихотомии», которая рассматривает денежный механизм как экзоген относительно экономики.
•поскольку главная угроза дестабилизации для реальной экономики исходит из денежной сферы, то последняя должна быть центральным объектом государственного регулирования, с тем чтобы создать благоприятные условия для полной реализации возможностей рыночного механизма саморегулирования. Поэтому монетаристы сосредоточили основное внимание в своих исследованиях на методах и инструментах монетарной политики.
•номинальный объем ВВП находится в более тесной корреляционной, связи с предложением денег, чем с инвестициями и генерирующей их нормой процента. Динамика ВНП, а значит и цен, четко, только с некоторым отставанием, идет за динамикой массы денег в обороте. Поэтому монетаристы снова в центр внимания поставили количественный фактор, который непосредственно, а не через процент и инвестиции, влияет на конъюнктуру рынка, цены и производство. На этом основании они считали регулирование предложения денег важным способом предупреждение кризисных явлений, сглаживание колебаний делового цикла.
• монетаристы опираются в своих исследованиях на формулу «уравнения обмена» И. Фишера: М*V = Р*Q. Разница лишь в том, что И. Фишер делает акцент на влияние денежного фактора (количества денег) на цены, а монетаристы — на влияние этого фактора на объем номинального валового продукта.
• признав регулирование предложения денег (М) главным направлением регулятивного влияния государства на экономику, монетаристы могли, подобно кейнсианцам, сползти на инфляционные позиции. Ведь наращивание предложения денег (М), в их трактовке, само по себе приводит к росту платежеспособного спроса, который «тянет» за собою расширение номинального ВНП. Последнее может быть как за счет увеличения, производства реального ВНП, так и за счет возрастания среднего уровня цен, то есть инфляции.
Чтобы исключить такую возможность, М. Фридман предложил «денежное правило» долгосрочной денежной политики, по которому государство должно не стараться «накачивать» эффективный спрос через произвольное наращивание массы денег, а поддерживать постоянное увеличение предложения денег пропорционально к среднегодовым темпам роста ВНП и ожидаемой инфляции. В соответствии с этим правилом прирост массы денег в обороте определяется по формуле, которая получила название «уравнения Фридмана»:
DМ=DР+Dg,
где DМ - среднегодовой темп прироста массы денег, % за продолжительный период;
DР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %;
Dg— среднегодовой темп прироста номинального ВНП, %.
Монетаристы внесли определенные коррективы в постулаты классической количественной теории:
• признали, что на продолжительных временных интервалах V изменяется что усложняет связь между М и Р и делает их динамику непропорциональной;
• между изменением М и ее проявлением в сфере цен и производства существует определенный временной интервал, который тоже усложняет связь между М и Р и должен учитываться в монетарной политике;
• эти два явления денежного механизма, в сущности, исключают два постулата количественной теории — пропорциональность и однородность, они заменяются постулатом асинхронности в динамике М и Р;
• государство в своей монетарной политике должна ориентироваться не на текущие проблемы, а на перспективные — прежде всего на поддержание цен на стабильном уровне.
Современный монетаризм получил широкое признание в экономической науке, а его рекомендации — в экономической практике. Вместе с тем, идеи современного монетаризма не остались застывшими догмами. Они постоянно поддавались жесткой критике.