Сущность, функции и организация страхования.
Страховая защита– это объективные отношения людей для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса для поддержания стабильности и устойчивости, достигнутого уровня жизни.
Признаки:
1. Случайный характер наступления стихийного бедствия, или иного проявления разрушительных сил природы.
2. Выражение ущерба в натуральной или денежной форме.
3. Объективная потребность в возмещении ущерба.
4. Реализация мер по предупреждению и преодолению конкретного события.
5. В страховом риске и в защитных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты.
Материальным воплощением экономической категории страховой защиты служит страховой фонд – совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов материальных благ
Экономическая категория страхования – это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Признаки:
· Наличие перераспределительных отношений.
· Наличие страхового риска и критериев его оценки.
· Формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков.
· Сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов.
· Солидарная ответственность всех страхователей за ущерб.
· Замкнутый раскладка ущерба (ущерб возмещают только страхователи, которые формируют данный страховой фонд).
· Перераспределение ущерба в пространстве и времени.
· Возвратность страховых платежей.
· Самоокупаемость страховой деятельности.
Функции:
Рисковая- непосредственно связана с главным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим , данная функция считается основной.
Предупредительная- обусловлена использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий в отношении застрахованных объектов.
Сберегательная- позволяет обеспечивать с помощью страхования накопления сумм, определенных договором.
Контрольная- выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда. В соответствии с требованиями данной функции осуществляется финансовый контроль за проведением страховых операций, обоснованностью страховых тарифов, формирование и размещением страховых резервов.
Помимо перечисленных функций, в связи с участием средств страховых организаций в инвестиционных процессах выделяют еще и инвестиционную функцию..
Страховой фонд- экономическая необходимость. Он представляет собой обязательный компонент любого воспроизводственного процесса выступая в качестве экономического метода компенсации ущербов, возникающих в результате стихийных сил природы, несчастных случаев, действий третьих лиц и .т.п.
Фонд может формироваться за счет материальных, натуральных, денежных средств, однако последняя форма наиболее универсальная.
Организационные формы страхового фонда.
Централизованный страховой (резервный) фонд и его характеристики:
1. Образуется за счёт общегосударственных ресурсов.
2. Назначение – возмещение ущерба и устранение стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупные разрушения и большие человеческие жертвы.
3. Формируется в натуральной и денежной форме.
4. Данный фонд формируется государством.
5. Распоряжается правительство РФ.
Фонд самострахования – децентрализованный фонд:
1. Создается преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта.
2. Экономическая категория страховой защиты общественного производства.
Страховой фонд страховщика:
1. Создается за счет большого числа участников.
2. Формируется только в децентрализованном порядке.
3. Имеет только денежную форму.
4. Расходование средств производится только на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными страховщиками правилами и условиями страхования.
Страховая деятельность- сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
Задачами организации страхового дела являются:
1.проведение единой государственной политики в сфере страхования;
2. установление принципов страхования и формирования механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.
Страхование согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ» осуществляются в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Добровольное страхование осуществляется, на основании договоров страхования и привил страхования. Обязательное страхование является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения такого страхования определяются соответствующими законами РФ.
Классификация страховых компаний:
1. по принадлежности:
· частные и публично правовые;
· акционерные (корпоративные);
· взаимные;
· государственные и правительственные (освобождены от уплаты налогов);
2. по характеру выполняемых операций:
· специализированные;
· универсальные (универсальная лицензия, страхование происходит во всех отраслях);
· перестраховочные;
3. по зоне обслуживания:
· местные;
· региональные;
· национальные;
· международные;
4. по величине уставного капитала:
· крупные;
· средние;
· мелкие.
Система страхового рынка – это группа регулярно взаимодействующих и взаимозависящих отдельных составных частей, образующих единое целое (страховые продукты, система тарифов, инфраструктура страховщиков и т.д.).
Страховой рынок представляет собой диалектическое взаимодействие внутренней системы и внешнего окружения страхового рынка:
1. Внутренняя система (страховая компания) полностью управляется со стороны страховщика.
2. Внешнее окружение состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие и неуправляемых переменных.
Управляемые переменные внутренней системы:
1. Страховые продукты
2. Система организации продаж страховых полисов и формирование спроса
3. Гибкая система тарифов
4. Собственная инфраструктура страховщика
5. Материальные, финансовые и людские ресурсы компании.
Совокупность этих факторов формирует политику фирмы, ее имидж и т.д.
Внешнее окружение страхового рынка:
1. Управляемые переменные:
· рыночный спрос;
· «know how» страховых услуг;
· конкуренция;
· инфраструктура страховщика.
2. Неуправляемые переменные:
· государственно-политическое окружение;
· социально-этическое окружение;
· конъюнктура мирового страхового рынка.
Государство контролирует страховую деятельность в РФ, осуществляя государственный страховой надзор.
Минфин РФ – проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику в сфере страхования в РФ, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В ведении Минфина РФ находится Федеральная служба страхового надзора РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстранадзор), которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства.
Функции государственного страхового надзора:
1. регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования.
2.обеспечение гласности. Каждый обязан опубликовать проспект о своем финансовом положении. Принцип публичной отчетности .поддержание правопорядка в отрасли
Можно выделить следующие организационно-правовые нормативные требования к созданию страховой организации.
1. Страховщиком может быть только юридическое лицо. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
2. Страховая организация может быть учреждена в той или иной организационно-правовой форме. Это могут быть хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, т.е. коммандитное товарищество) и хозяйственные общества (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества взаимного страхования.
Однако при выборе организационно-правовой формы создаваемой страховой Организации учредители не могут не учитывать влияние этой формы на степень доверия к страховщику потенциальных страхователей, требования к минимально необходимому размеру уставного капитала для различных видов страховой деятельности, а также количество учредителей и участников (акционеров).
3. Осуществлять страхование страховщик вправе лишь после получения лицензии на проведение страховой деятельности.
4. Страховая организация может создаваться только для осуществления страховой деятельности. «Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность».
Однако страховая компания вправе быть учредителем (участником) других предприятий, фирм в той или иной организационно-правовой фирме, предметом деятельности которых являются производственная, торгово-посредническая или банковская деятельность
Экономические нормативные требования.
Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определённые экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность Страховщиков, доверие к ним страхователей. Основные из этих требований следующие:
1. Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств на день подачи страховщиком документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности, должен быть:
- не менее 25 000 минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
- не менее 35 000 минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов, относящихся к страхованию жизни;
- не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
Поскольку на момент регистрации юридического лица и на день обращения в Государственный орган по надзору за страховой деятельностью с заявлением и документами на получение лицензии уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%, то минимальные размеры уставного капитала страховщиков, занятых указанными видами страхования и исключительно перестрахованием, должны быть в два раза больше установленного законом числа минимальных размеров оплаты труда к концу первого года работы страховой организации.
2. Должен соблюдаться в процессе работы страховой организации нормативный размер соотношения между активами и обязательствами страховщика, гарантирующий наличие у него свободных от обязательств собственных средств.
В соответствии с Методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков и Инструкцией о порядке ее применения, утвержденных Государственным органом по надзору за страховой деятельностью, для страховых организаций устанавливаются нормативные размеры свободных активов в следующих величинах:
- по видам страхования иным, чем страхование жизни, - не менее 20% от собранной за год страховщиком страховой премии, скорректированной на коэффициент страховых выплат;
- по видам страхования жизни - не менее 5% от суммы страховых резервов на отчетную дату.
3. Страховщики обязаны соблюдать установленный Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РБ норматив максимального объема ответственности по отдельному риску по договору страхования. Он равен 10% от величины собственных средств страховщика. Например, объем собственных средств страховой компании 50 млн. руб. При этом объеме собственных средств страховщик не вправе без перестрахования (сострахования) принимать на себя ответственность по отдельному риску по договору страхования в размере более 5 млн. руб.
4. Страховщики обязаны соблюдать нормативные требования к условиям и порядку формирования и размещения страховых резервов по видам страхования.
Страховые резервы предназначаются для гарантирования предстоящих страховых выплат по рисковым видам страхования, включая случаи возможного их увеличения в отдельные неблагоприятные годы (периоды) по сравнению со средними значениями за тарифный период. По видам страхования, относящимся к страхованию жизни, страховые резервы также представляют собой объем неисполненных на отчетную дату обязательств страховщика в связи с ненаступлением страховых случаев в период действия договоров страхования. Они создаются для обеспечения страховых выплат при наступлении страховых случаев по действующим договорам страхования жизни, включая договоры накопительно -сберегательного страхования.
Страховщики вправе создавать также резерв (фонд) предупредительных мероприятий по видам страхования. Страховые резервы создаются из полученных страховщиками страховых премий. Страховщики формируют страховые резервы по страхованию жизни на основе разрабатываемых ими Положений. Страховщики создают также страховые резервы по рисковым видам страхования в соответствии с Правилами формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.
В целях обеспечения финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат страховщики должны инвестировать страховые резервы, руководствуясь принципами диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
5. Страховщики обязаны при получении лицензии на осуществление страховой деятельности или применение нового (в том числе только для данного страховщика) вида страхования представлять в государственный орган страхового надзора наряду с правилами и стандартными договорами страхования расчеты страховых тарифов и их структуру по видам страхования. В случаях последующего внесения изменений и дополнений в тарифы и их структуру они должны согласовываться с Государственным органом по надзору за страховой деятельностью.
На страховые организации, как и на любые другие предприятия, распространяются общие правовые нормы Гражданского кодекса РБ которые определяют экономические требования к выполнению обязательств по сделкам (договорам) перед кредиторами по уплате налогов и отчислениям во внебюджетные фонды, а также предусматривают условия приведения величины уставного капитала в соответствие с уменьшившимися чистыми активами предприятия или проведения процедуры банкротства.