Вопрос 27. Финансовая система и финансовая политика государства

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система включает звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) Общегосударственные финансы: (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.)

2) Финансы хозяйствующих субъектов: (государственных, муниципальных, частных, акционерных, общественных).

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

· централизованные финансы: государственные и муниципальные финансы.

Они используются как инструмент регулирования национальной экономики в целом. С их помощью мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

· децентрализованные финансы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности), а также финансы домашних хозяйств.

Они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- структуры расходной части бюджета;

- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

- задач управления государственным долгом;

- дефицита или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

- таможенная политика направлена на ограничение или расширение доступа на внутренний рынок импорта, а также сдерживание или поощрение экспорта из страны.

- инвестиционная политика;

- политика управления государственным долгом;

- политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

- кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

- ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовое хозяйство охватывает стои­мостные потоки так называемых общественно-правовых корпораций, к которым относят административно-территориальные единицы: федерацию, земли, общины, кантоны и т.д. Вызваннoe государствен­ной активностью перемещение и размещение в экономике ресурсов, нацеленное на создание общественных благ называется аллокацией .

Вторая функция финансового хозяйства — разумное перераспределение получаемых в рыночной экономике
доходов. Цель — коррек­тировка распределения доходов и имущества с ориентацией на большее социальное равенст­во. Стабилизационная функция состоит в реа­лизации целевых установок экономической политики (полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост).

Наши рекомендации