Монополизация рынка и ее последствия

Основные черты монополии

1) единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

2)нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей.

3)диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет контроль над ценой;

4)заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

а) краткосрочный интервал времени б) долгосрочный период

Монополизация рынка и ее последствия - student2.ru

В условиях монополистической конкуренции каждое предприятие, добившись равенства предельных затрат (МС) предельному доходу (МR), может получать экономическую прибыль (рис.2а). Однако в перспективе на прибыльном рынке появляются другие предприятия. Это частично сокращает спрос, «понижая»тем самым кривую спроса для каждой «старой» фирмы. Их борьба за сохранения своей доли рынка, как правило, увеличивает издержки производства и реализации продукции. Появление «новых» предприятий будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие, снижающее доходы. Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Разновидности ценовой дискриминации: 1)Ценовая дискриминация первого рода — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены специалисты (врач, актер). 2)Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления (разные тарифные планы на интернет, где цена увеличивается непропорционально увеличению скорости канала). 3)Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства.Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста.

Искусственная монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм) и прямую демонополизация (принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм).Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: 1) концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы; 2)переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала.

Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками: а)товар на рынке продает единственный продавец; б)товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей; в)продавец торгует только своим товаром. Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки: Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду предприятиям и населению, кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиакомпании, единолично обслуживающие трассы в пункты, доступные только авиации.

Индекс Херфиндаля-хиршмана- показатель степени концентрации производства в том или ином секторе рынка. Вычисляется как сумма квадратов рыночных долей поставщиков, представленных в этом секторе. Формула используется для выявления отраслей, в которых концентрация производства и капитала такова, что слияния компаний могут привести к ограничению конкуренции.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: Монополизация рынка и ее последствия - student2.ru , где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана; Монополизация рынка и ее последствия - student2.ru - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N - число фирм в отрасли.

Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах: Монополизация рынка и ее последствия - student2.ru Чем меньшие значения принимает индекс Херфиндаля-Хиршмана, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм.

При оценке роли монополий в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы за связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность: - применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства. Все это позволяет ему производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены; - выделять больше средств для финансирования исследований и раз-работок новой продукции и технологии, что способствует ускорению на-учно-технического прогресса; - противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы) , чем мелкие и средние предприятия. Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность: - увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; - эксплуатировать потребителей, завышая цены против их равновесного уровня; - ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополи-ей: - поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); - предоставление государственных заказов ; - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР.

Наши рекомендации