В активе: нефинансовые и финансовые активы

ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ)

ВОПРОСЫ:

1. Синтетический и аналитический учет затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг)

2. Основные корреспонденции счетов по учету затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг)

ВОПРОС 1: Синтетический и аналитический учет затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг)

Счет 0 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политики распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

Сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, относится к издержкам обращения.

Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат.

Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства.

Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета, и аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.

Группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

общехозяйственные расходы;

издержки обращения.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке в разрезе видов производимой учреждением готовой продукции, выполняемых работ, услуг по видам (кодам, при их наличии) расходов.

Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции операций принятия к учету готовой продукции, в том числе отражение отклонений фактической себестоимостью от плановой (нормативно-плановой) стоимости, а также операций по отнесению сформированной себестоимости затрат, произведенных общехозяйственных расходов, издержек обращения на соответствующие счета финансового результата ведется в Журнале по прочим операциям.

Учет затрат учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг, общехозяйственных расходов, издержек обращения ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

в Журнале операций по оплате труда,

Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками,

Журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов,

в Журнале по прочим операциям.

Для ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

010960211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг;

010960212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960213 «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960221 «Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960222 «Затраты на транспортные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960223 «Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960224 «Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960225 «Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960226 «Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960262 «Затраты на пособия по социальной помощи населению в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960263 «Затраты на пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960271 «Амортизация основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010960272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

010970211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»;

010970212 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»;

010970213 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»;

010970221 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи»;

010970222 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг»;

010970223 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»;

010970224 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом»;

010970225 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»;

010970226 «Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»;

010970271 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»;

010970272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

010970290 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»;

010980211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»;

010980212 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»;

010980213 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»;

010980221 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи»;

010980222 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг»;

010980223 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»;

010980224 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом»;

010980225 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»;

010980226 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»;

010980271 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»;

010980272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

010980290 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»;

010990211 «Издержки обращения в части заработной платы»;

010990212 «Издержки обращения в части прочих выплат»;

010990213 «Издержки обращения в части начислений на выплаты по оплате труда»;

010990221 «Издержки обращения в части услуг связи»;

010990222 «Издержки обращения в части транспортных услуг»;

010990223 «Издержки обращения в части коммунальных услуг»;

010990224 «Издержки обращения в части арендной платы за пользование имуществом»;

010990225 «Издержки обращения в части содержания имущества»;

010990226 «Издержки обращения в части прочих работ, услуг»;

010990262 «Издержки обращения в части пособия по социальной помощи населению»;

010990263 «Издержки обращения в части выплаты пенсий, пособий организациями сектора государственного управления»;

010990271 «Издержки обращения в части амортизации основных средств и нематериальных активов»;

010990272 «Издержки обращения в части расходования материальных запасов»;

010990290«Издержки обращения в части прочих расходов».

В расходы по выполнению научно - исследовательских и опытно - конструкторских и технологических работ по договорам с юридическими лицами включаются все расходы, связанные с выполнением темы (работы), в том числе и расходы на приобретение спецоборудования, необходимого для проведения работ. Аналитический учет расходов осуществляется по конкретной теме (договору) заказчика.

Движение спецоборудования после завершения научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ по теме (договору) обусловлено условиями договора: бухгалтерский учет хозяйственных операций по возврату специального оборудования заказчику, на основании первичного учетного документа – отражается на забалансовом счете 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками»;

Бухгалтерский учет хозяйственных операций по движению основных средств и материальных ценностей, использованных при изготовлении различных экспериментальных устройств (установок, образцов машин и приборов, стендов для испытания и др.) для проведения научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ по теме (договору) отражается на забалансовом счете 13 «Экспериментальные устройства» до момента проведения демонтажа этих устройств.

ВОПРОС 2: Основные корреспонденции счетов по учету затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг)

1. При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги, прямые расходы, по способу включения в себестоимость установленные учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании первичных учетных документов

ДЕБЕТ 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

КРЕДИТ 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030211730 - 030213730, 030221730, 030222730 - 030226730, 030231730 - 030234730, 030291730),

0 104 00 000 «Амортизация» (010411410 - 010413410, 010415410, 010421410- 010429410, 010431410 - 010439410, 010441410 - 010448420),

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020821660 -020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020891660),

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030302730, 030303730, 030304730, 030305730, 030306730, 030307730, 030308730, 030309730, 030310730, 030311730, 030311730),

0 105 00 000 «Материальные запасы»,

0 101 00 000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости

2.При изготовлении различных видов готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг накладные расходы, установленные по способу включения в себестоимость учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании первичных учетных документов

ДЕБЕТ 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

КРЕДИТ 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030211730 - 030213730, 030221730, 030222730 - 030226730, 030231730 - 030234730, 030291730),

0 104 00 000 «Амортизация» (010411410 - 010413410, 010415410, 010421410- 010429410, 010431410 - 010439410, 010441410 - 010448420),

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020821660 -020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020891660),

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030302730, 030303730, 030304730, 030305730, 030306730, 030307730, 030308730, 030309730, 030310730, 030311730, 030311730),

0 105 00 000 «Материальные запасы»,

0 101 00 000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости

3. При изготовлении различных видов готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг накладные расходы на основании первичных учетных документов - Справки (ф.0504833) с приложением расчета их распределения, способом, утвержденным учетной политикой учреждения

ДЕБЕТ 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960211 – 010960213, 010960221-010960226, 010960271, 010960272, 010960290)

КРЕДИТ 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010970211 – 010970213, 010970221 - 010970226, 010970271, 010970272, 010970290).

4. Приняты к бухгалтерскому учету общехозяйственные расходы учреждения, на основании первичных учетных документов

ДЕБЕТ 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010980211 - 010980213, 010980221 – 010980226, 010980271, 010980272, 010980290)

КРЕДИТ 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030211730 - 030213730, 030221730, 030222730 - 030226730, 030231730 - 030234730, 030291730),

0 104 00 000 «Амортизация» (010411410 - 010413410, 010415410, 010421410- 010429410, 010431410 - 010439410, 010441410 - 010448420),

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020821660 -020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020891660),

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030302730, 030303730, 030304730, 030305730, 030306730, 030307730, 030308730, 030309730, 030310730, 030311730, 030311730),

0 105 00 000 «Материальные запасы»,

0 101 00 000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости

5. Принята к бухгалтерскому учету готовая продукция, выполненные работы, услуги по плановой (нормативно-плановой) стоимости на дату выпуска продукции, на основании первичных учетных документов – Требования-накладной (ф. 0315006),

ДЕБЕТ 010500000 «Материальные запасы» (010527340, 010537340)

КРЕДИТ 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960211 – 010960213, 010960221 – 010960226, 010960262 – 010960263, 010960271, 010960272, 010960290).

ТЕМА 12. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВОПРОСЫ:

1. Порядок представления бухгалтерской отчетности

2. Состав бухгалтерской отчетности

ВОПРОС 1: Порядок представления бухгалтерской отчетности

Бюджетная отчетность составляется бюджетными учреждениями на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных бюджетных учреждений считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации.

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

главным распорядителем бюджетных средств - для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;

главным администратором доходов бюджета - для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

главным администратором источников финансирования дефицита бюджета - для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

финансовым органом - для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;

финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации - для финансовых органов бюджетов, отчет об исполнении бюджетов которых включается в отчет от исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

органом казначейства, органом, осуществляющим кассовое обслуживание - для своих территориальных органов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

Бюджетная отчетность составляется:

- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности;

- на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных бюджетными учреждениями созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием;

– на основании показателей форм финансовой отчетности представленных Учредителями бюджетных учреждений.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

В случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется.

Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, этот показатель отражается в отрицательном значении - со знаком «минус».

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

В случае, если дата представления бюджетной отчетности установленная главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, финансовым органом уполномоченным на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ совпадает с праздничным (выходным) днем, бюджетная отчетность представляется на следующий рабочий день.

Субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, обязан производить проверку предоставленной ему бюджетной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, и актами пользователя бюджетной отчетности, путем выверки показателей представленной отчетности по установленным соответственно Министерством финансов Российской Федерации и пользователем бюджетной отчетности контрольным соотношениям.

Пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, предоставившего отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления и, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности - отметку о дате принятия бюджетной отчетности.

При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бюджетной отчетности обязан уведомить субъекта бюджетной отчетности о ее получении в электронном виде.

Порядок уведомления субъекта бюджетной отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной отчетности, представленной им, и о дате ее принятия, устанавливается пользователем бюджетной отчетности.

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствия бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению, пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом субъект бюджетной отчетности, представивший отчетность, который в свою очередь обязан в течение срока, установленного пользователем бюджетной отчетности, предпринять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Бюджетная отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетной отчетности, представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях.

ВОПРОС 2: Состав бухгалтерской отчетности

В состав бюджетной отчетности для бюджетных учреждений включаются следующие формы отчетов:

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);

Финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений в отношении которых главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств осуществляются функции и полномочия учредителя.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

2. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

3. Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н (31.01.2011г.) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»;

4. Приказ Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

5. Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

6. Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Периодические издания:

Бухгалтерский учет, Главбух, Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, Ваш бюджетный учет, Бюджетный учет, Советник бухгалтера в здравоохранении, Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение

Ресурсы Internet для самостоятельного изучения материалов по курсу и подготовки к зачету: MINFIN.RU, 1GL-B.RU, SKATB.RU, SOVBUH.RU, PROFLIT.RU

В активе: нефинансовые и финансовые активы

В пассиве: обязательства и финансовый результат.

Что касается счетов санкционирования расходов бюджета, то они в баланс не включаются, так как не оказывают влияния на его валюту.

Ведение учета и составление отчетности в рублях и копейках.

ВОПРОС 5: Порядок ведения бюджетного учета.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты.

Для осуществления внутреннего финансового контроля и в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях Учреждения вправе составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащие исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности - на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись.

Данные группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета:

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Журнал по санкционированию;

Главная книга;

иных регистрах, предусмотренных Инструкцией.

Записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций) осуществляются по мере совершения операций.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим Журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указывается: наименование субъекта учета; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле).

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций записываются в Главную книгу.

Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Субъект учета обязан обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Оформление и хранение первичных (сводных) документов, регистров бухгалтерского учета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты только уполномоченными согласно законодательству Российской Федерации органами, на основании их постановлений.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо субъекта учета вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и не требующая внесения изменения данных в регистрах бухгалтерского учета (Журналах операций), исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью;

ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета - Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Наши рекомендации