Бюджет как инструмент экон пол-ки Г.Сод-е и знач-е бюдж-й пол-ки, ее взаимосвязь с эк-кой.
Бюджет как инструмент экон-й политики Г-совокупность экон-х (ден-х) отн-й, возн-щих в процессе образ-я, планового распределения и использования гос- централ-го фонда ден-х ср-в. Бюдж-е отн-я возн-т между государством и его субъектами (юр- и физ- лицами) при образ-и централ-го фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использ-и централ-ого бюдж-го фонда; через экон-е отн-я ежегодно мобилизуют в гос бюджет значительную часть накоплений предприятий и часть дох нас-я. Ср-ва Б напр-ся на финн-е обесп-е задач и функций Г, социально-культурных мероприятий. Б как инструмент экон-й пол-ки Г заключается:1)Гос-й Б явл-ся инстр-том воздействия на разв-е экон-ки. С его помощью Г осущ-ет перераспред-е нац-го дохода и тем самым изм-т стр-ру общ-го произ-ва, влияет на соц- преобраз-я.2)На соврем этапе разв-я эк-ки гос-й Б стан-ся одним из осн-х инстр-в Г в провед-и эконом-й и соц-й пол-ки. Планируя бюдж-е дох и расх, Г концентрирует ден ср-ва на провед-е экон-й пол-ки, преодоление экон-го кризиса 3)Гос Б играет важную роль в выравн-и экон-го разв-я регионов страны путем бюд-го финн-я объектов, к-е может осущ-ся на возвр-ой (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвр-й основе.4)Основная роль Б состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует ден накопл-я п-й и нас-я в централ-м гос фонде для финн-я разв-я эк-ки, социально-культурных меропр-й, укрепл-я обороноспос-и страны, на сод-е орг власти и образ-я резервов.Сущность Б как инструмента экон-й пол-ки Г реализуется через распред(распред ср-в на произв и непроизв сф,форм-ся фонды целевого назн-я, нах-ся в руках Г и использ с целью общгос потребн), контр(Б обък-но через колич хар-ки формир-я и исполь-я фондов ден ср-в Г отображает экон процессы протекающие в структ-х звеньях эк-ки) и фискальную ф-и(обесп-е финн рес-сами вып-ем Г св оборонных, полит-х, соц-х, управл-х задач). Б пол-ка Г-совокупность мероприятий в сфере орг-ии б-х отн-й с целью обесп-я его ден ср для вып-я св ф-й. Б пол-ка предпол-ет опр-е целей и задач в обл-ти гос финн-в, разраб-ку мех-ма моб-ции ден ср в Б, выбор напр-й испол-я б-х ср-, упр-е гос финн-ми, нал-й и бюд-й с-мой, орг-ю с помощью фискальных инстр-тов рег-я экон-х и соц-х процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность б-й пол-ки Г. Задачи:концен-ция финн-х рес-в на реш-и приорит-х вопросов; сниже налй нагрузки на эк-ку; упоряд-ние гос обязат-в; созд-е эфф-й с-мы межб-х отн-й и упр-я гос-ми финн-ми. Б п-ка явл-ся ядром экон-й п-ки Г и отр-т все его финн-вые взаимоотн-я с общест инст-ми и гр-ми.Осн-ми инстр-ми провед-я гос б-й п-ки выст-т, налоги, гос расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. Эффект-ть функц-я б-й пол-ки зависит от бюджетного потенциала, хар-щего потенц-ю возм-ть аккум-ния финн-х рес-в в Б(возм-й потнец). Реальный б-й потенциал, к-й фактически способно организовать Г (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). Б п-ка ориен-ся на достиж-е уравновеш-го Б, сбалан-го по гос дох и расх на протяж-и всего бюджетного периода. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры б-й п-ки, согласованные с общими целями и задачами экон-й п-ки Г, к-е явл-ся опр-ми в среднесрочном бюдж-м план-и и при сост-и проекта фед- бюджета на очередной год.
Организация работы по составлению проектов б-тов, ее правовые основы. Подготовка материалов к проекту б-та
Составлению проектов б-тов основывается на бюдж. послание През-та РФ направл-ое Фед. Собранию не позднее марта текущего финн. года. В нем указ-ся: показатели СЭР соот-щей террит-ии; осн. напр-я налоговой и бюдж.пол-ки.
Прогноз СЭР сост-ся в соот-ии с ФЗ «О гос. прогнозир-ии и программах СЭР РФ» от 1995
В бюдж. закон-во введено понятие сводный финн. баланс России – это док-т, кот хар-ет объем и использ-е финн. ресурсов Рос. и секторов эк-ки. Цель сост-я: 1. оценка объемов ресурсов при разр-ке прогноза; 2. оценка влияния фед. пол-ки в области эк-ки на показателя прогноза.
При составлении проектов б. одно из осн. мест, отводится долгосроч. цел. программам. Программы предл-ые к финанс-ю начиная с очередного финн. года должны быть утверж-ны органами испол.власти за 1мес. до внесения проекта б. в закон-ый орган. При их реализ-ции проводится ежегод. оценка эффек-ти, если выявлена неэффек-ая реализация, то органом испол. власти м.б. принято реш-е о сокращ-ии начиная с очеред. финн. года бюдж. ассигн-й на ее реализацию, либо о долгоср. прекращении ее реализации. При этом д.б. учтены контракты заключ-ые во исполн-е прогр-мы, если соглаш-е по их соглаш-ю не достигнуто, то д.б. предусм-ны ассигн-я на их реализ-ю за счет ср-в соот-щих б.
Ст. 84.1 БК РФ предусм-ет осн. хар-ки б.: общий объем дох, расх; дефицит; нормативы распред-я дох, если они не устан-ны бюдж. закон-ом.
Начиная с 1янв. 2008г. введено понятие условно-утверж-ых расх.-это расх. не распред-ые по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расх. в ведомст-ой стр-ре расх.
Предельный объем таких расх. на 1-ый год должны сост-ть не менее 2,5% от общего объема расх., а на 2-ой год не менее 5%.
Одновременно с проектом б. вносятся док-ты предусм-ые ст. 184.2 БК РФ программа внеш, внутр. заимст-й.
Срок предост-я б. субъекта РФ устан-ся з-ом субъекта, но не позднее 15 окт. текущ. года. В РБ не позднее 1 окт. срок внесения проекта мест. б. устан-ся муниц. актом, но не позднее 15 нояб. текущего года.
В случае, если з-н или реш-е о б. не вступит в силу с 1 янв. вводится режим врем. упр-я б.
В случае, если реш-е или з-н не вст-ет по истеч-е 3-х мес.(после 1 апр.) исполн-е реализ-ся в том же порядке, но с ограничениями.