Сущность финанс-бюдж федерализма и его развитие в РФ.

Финанс-бюдж федерализм – разделение полномочий м/у центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Принципы:

- законодат разграничение полномочий по расходам м/у органами власти всех уровней,

- обеспечение органов власти необходимыми финанс ресурсами для выполнения ими своих полномочий,

- обеспечение вертик и гориз выравнивания доходов всех бюджетов,

- наличие вертик и гориз выравнивания расходов всех бюджетов,

- самостоятельность и равноправие каждого бюджета, т.е. каждый бюджет имеет равные права в бюджетном процессе.

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма способствовало принятие ряда законов:

1991 - «Об основах бюдж устройства и бюдж процесса» - субъектам не устанавливаются размеры дох и расх, они имеют право самостоятельно определять направлении использ бюдж ср-тв

1991 - «Об основах налоговой системы РФ» - разделил налоги на фед, регион и местные, закрепив их за соотв бюджетами.

1993 - «Об основах бюдж прав и прав по формулированию и использованию внебюдж фондов представит и исполнит органов гос власти республик в составе РФ…» - зафиксирован принцип формир местных бюджетов, основанный на расчете мин бюджета, т.е. объема дох местного бюджета, покрывающего мин необходимые расходы.

1994 - Указом Президента вводится новая форма перераспределения ср-тв между фед и регион бюджетами - передача средств из фед бюджета путем формирования фонда финансовой поддержки регионов.

Для создания адекватного условиям рыночной экономики механизма в 2001 г. была разработана «Программа развития бюдж федерализма в РФ на период до 2005 г.». - определены цели и задачи в области бюдж устройства, принципы разграничения расходных и налоговых полномочий м/у бюджетам.

Процесс создания финан-бюджо федерализма в России не закончился. Проблемы (напр., передача расх из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должны быть полностью компенсированы одновременно передаваемыми доходами и др.).

14. Сводное финансовое планирование.

Управление процессами формирования, распределения использования финансовых ресурсов осущя с помощью финансового планир, объектом кот явл фонды ДС.

Сводный финанс баланс – баланс фин-ых ресурсов, создаваемых и используемых в гос-ве или на опред территории. Охватывает ср-ва всех бюджетов, внебюдж фондов и ср-ва орг-ций, расположенных на соответствующей территории.

Составление свод финанс баланса - подготовительный этап разработки адресного финансового плана - бюджета. Позволяет увязать матер и финанс пропорции в народном хоз-ве, опред- источники финансирования мероприятий, намеченных прогнозом экон- и соц развития гос-ва, выявить резервы доп финанс ресурсов, произвести прогнозные финанс- расчеты, разработать направления финанс- политики и др..

Разрабатывается Минэкономразвития при участии Минфина на основе макроэкономических показателей.

Структура (все в % от ВВП):

1 – Доходы:

- прибыль,

- амортизация,

- налоговые доходы (налоги на товары, имущество и др.)

- неналоговые доходы (от внешнеэконом деячт-ти и др.)

- ср-ва гос внебюдж фондов.

2 – Расходы:

- общегос-ые вопросы,

- нац оборона и безопасность,

- нац экономика,

- образование,

- культура, СМИ,

- здравоохранение,

- соц политика,

- расходы гос внебюдж фондов.

Принципы бюдж системы РФ.

- единства – единство правовой базы, денеж системы, принципов орг-ии и функц-ния бюдж системы, бюдж классификации, формирования дох и осущ расх бюджетов и др.,

- разграничения (закрепление) дох и расх м/у бюджетами разных уровней,

- самостоятельности - самост обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использ бюдж ср-тв, осущ бюдж процесс, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня и др.,

- равенства бюдж прав субъектов РФ, муниципальных образований,

- полноты отражения дох и расх – все дохи расх подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюдж фондов в обяз порядке и в полном объеме,

- сбалансированности - объем расх должен соответствовать объему дох и поступлений из источников финансир дефицита,

- эффективности и экономности использования бюдж ср-тв - достижение заданных результатов с использ определенного объема ср-тв,

- общего покрытия расх - все расх должны покрываться общей суммой дох и поступлений из источников финансир дефицита,

- гласности – обяз опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,

- достоверности – надежность показателей прогноза соц-экон развития, реалистичность расчета дох и расх бюджета,

- адресности и целевого характера бюджетных ср-тв - средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансир конкретных целей.


Наши рекомендации