Сущность финанс-бюдж федерализма и его развитие в РФ.
Финанс-бюдж федерализм – разделение полномочий м/у центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.
Принципы:
- законодат разграничение полномочий по расходам м/у органами власти всех уровней,
- обеспечение органов власти необходимыми финанс ресурсами для выполнения ими своих полномочий,
- обеспечение вертик и гориз выравнивания доходов всех бюджетов,
- наличие вертик и гориз выравнивания расходов всех бюджетов,
- самостоятельность и равноправие каждого бюджета, т.е. каждый бюджет имеет равные права в бюджетном процессе.
Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма способствовало принятие ряда законов:
1991 - «Об основах бюдж устройства и бюдж процесса» - субъектам не устанавливаются размеры дох и расх, они имеют право самостоятельно определять направлении использ бюдж ср-тв
1991 - «Об основах налоговой системы РФ» - разделил налоги на фед, регион и местные, закрепив их за соотв бюджетами.
1993 - «Об основах бюдж прав и прав по формулированию и использованию внебюдж фондов представит и исполнит органов гос власти республик в составе РФ…» - зафиксирован принцип формир местных бюджетов, основанный на расчете мин бюджета, т.е. объема дох местного бюджета, покрывающего мин необходимые расходы.
1994 - Указом Президента вводится новая форма перераспределения ср-тв между фед и регион бюджетами - передача средств из фед бюджета путем формирования фонда финансовой поддержки регионов.
Для создания адекватного условиям рыночной экономики механизма в 2001 г. была разработана «Программа развития бюдж федерализма в РФ на период до 2005 г.». - определены цели и задачи в области бюдж устройства, принципы разграничения расходных и налоговых полномочий м/у бюджетам.
Процесс создания финан-бюджо федерализма в России не закончился. Проблемы (напр., передача расх из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должны быть полностью компенсированы одновременно передаваемыми доходами и др.).
14. Сводное финансовое планирование.
Управление процессами формирования, распределения использования финансовых ресурсов осущя с помощью финансового планир, объектом кот явл фонды ДС.
Сводный финанс баланс – баланс фин-ых ресурсов, создаваемых и используемых в гос-ве или на опред территории. Охватывает ср-ва всех бюджетов, внебюдж фондов и ср-ва орг-ций, расположенных на соответствующей территории.
Составление свод финанс баланса - подготовительный этап разработки адресного финансового плана - бюджета. Позволяет увязать матер и финанс пропорции в народном хоз-ве, опред- источники финансирования мероприятий, намеченных прогнозом экон- и соц развития гос-ва, выявить резервы доп финанс ресурсов, произвести прогнозные финанс- расчеты, разработать направления финанс- политики и др..
Разрабатывается Минэкономразвития при участии Минфина на основе макроэкономических показателей.
Структура (все в % от ВВП):
1 – Доходы:
- прибыль,
- амортизация,
- налоговые доходы (налоги на товары, имущество и др.)
- неналоговые доходы (от внешнеэконом деячт-ти и др.)
- ср-ва гос внебюдж фондов.
2 – Расходы:
- общегос-ые вопросы,
- нац оборона и безопасность,
- нац экономика,
- образование,
- культура, СМИ,
- здравоохранение,
- соц политика,
- расходы гос внебюдж фондов.
Принципы бюдж системы РФ.
- единства – единство правовой базы, денеж системы, принципов орг-ии и функц-ния бюдж системы, бюдж классификации, формирования дох и осущ расх бюджетов и др.,
- разграничения (закрепление) дох и расх м/у бюджетами разных уровней,
- самостоятельности - самост обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использ бюдж ср-тв, осущ бюдж процесс, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня и др.,
- равенства бюдж прав субъектов РФ, муниципальных образований,
- полноты отражения дох и расх – все дохи расх подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюдж фондов в обяз порядке и в полном объеме,
- сбалансированности - объем расх должен соответствовать объему дох и поступлений из источников финансир дефицита,
- эффективности и экономности использования бюдж ср-тв - достижение заданных результатов с использ определенного объема ср-тв,
- общего покрытия расх - все расх должны покрываться общей суммой дох и поступлений из источников финансир дефицита,
- гласности – обяз опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,
- достоверности – надежность показателей прогноза соц-экон развития, реалистичность расчета дох и расх бюджета,
- адресности и целевого характера бюджетных ср-тв - средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансир конкретных целей.