Государственный; внутрихозяйственный в бюджетных орг-ях; независимый (аудиторский).
Методы:
1 – документальная (в орг-ях) и камеральная (по месту нахождения контрольного органа) проверка – проверяются отдельные вопросы деятельности орг-ций,
2 –обследования - более широкий охват проверяемых показателей деят-ти орг-ции,
3 – мониторинг (наблюдение) – постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей;
4 – надзор - проверка орг-ии, получившей лицензию на определенный вид деятельности;
5 – ревизии - обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хоз и финан операций.
Контроль за исполнением федерального бюджета осущ Совет Федерации и Госдума. Для этих целей в 1995 г. создана Счетная палата РФ.
Бюджетный контроль в субъектах РФ и муниципальных образованиях осущ контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниц образований, контрольно-ревизионные управления террит администраций и др.
Бюджетные права представ и исполн органов.
Наиболее широкие права - фед органы гос власти:
- установ общих принципов организации и функционир бюдж системы,
- разграничение налогов и др. доходов м/у уровнями бюдж системы,
- опред основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверже отчетов об их исполнении и осущ контроля за их исполнением, само составление бюджета,
- установ порядка формир-я доходов и расходов бюджетов всех уровней и бюджетов гос внебюдж фондов,
- опред порядка осущ гос и муниц заимствований и основ управления гос и муниц долгом, само осущ гос заимствований и управление гос долгом,
- опред порядка предостав финансовой помощи из фед бюджета в регион и местные бюджеты,
- предост бюдж кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов в фед бюджет,
- утвер бюдж классификации,
- установ единых форм бюдж документации и отчетов по всем бюджетам.
Субъекты РФ:
- опред основ составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверж отчетов об их исполнении и осущ контроля за их исполнением, само составление бюджета субъекта РФ,
- распред доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами,
- опред порядка предостав финансовой помощи местным бюджетам,
- осущ гос займов субъектов РФ.
- предос налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обяз платежей в бюджета субъектов РФ.
- вводить регион налоги и сборы (% ставки и льготы по ним).
Местные бюджеты:
- формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанав местные налоги и сборы,
- определяют направления использования средств местных бюджетов,
- устанав доп льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения,
- образ резервные фонды.
Гос внебюдж фонды, их состав и значение.
Гос внебюдж фонд – фонд ДС, образуется вне фед бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное, соц обеспечение, соц страхование, охрану здоровья и мед помощь, т.е. фонды, имеющие целевое назначение.
Функции:распределительная – перераспределение части НД в пользу соц слоев населения.
Пенсионный фонд РФ (1990).
Цель - гос управление финансами пенсионного обеспечения.
Ср-ва форм за счет поступления обяз страх взносов работодателей и граждан, средств фед бюджета, доходов от размещения временно свободных средств.
Функции:
- назначение и выплата пенсий (трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии военнослужащих и их семей и др.),
- назначение и реализация соц выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и др.
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии и др.
ФСС (1990).
Цель - финансовое обеспечение расходов по обяз соц страх-ю на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обяз соц страх-ю от несчастных случаев на пр-ве и профес заболеваний, санаторно-курортное лечение и др.
Ср-ва форм за счет отчислений от страховых взносов п/п, бюджетных ассигнований, добровольных взносов физ и юр лиц.
Фонд ОМС (1991)
Функции:
- финансовое обеспечение установленных закон-ом РФ прав граждан на медпомощь за счет ср-тв ОМС,
- обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества мед помощи,
- аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Ср-ва формируются за счет: страховых взносов и др.