Стратегия маркетинга Банка. Стратегия развития банковских услуг
Анализ внешней среды развития Банка позволяет оценить как ограниченные возможности построения стратегий дифференциации по продуктам в условиях унификации банковского продукта. Поэтому факторами позиционирования для Банка являются сервисная дифференциация, дифференциация персонала и имиджа, что требует улучшения технологической (включая методологическую) базы, создания специальной службы по работе с персоналом, организации работы современной маркетинговой службы и PR.
В предстоящие 3 года деятельности Банк планирует проводить стратегию диверсификации путем расширения рынка сбыта услуг. Банк владеет достаточным конкурентным потенциалом, ресурсами и опытом работы с клиентами для успешной реализации выбранной стратегии. Среди целей, которые Банк планирует достигнуть в результате расширения своей доли на рынке:
- оптимизация структуры активных операций;
- увеличение прибыли за счет расширения клиентской базы, привлечения дополнительных средств;
- создание новых банковских продуктов, разработанных специально для выбранного географического региона, клиентской базы;
- создание бизнес-единиц и технологических цепочек, интеграция с предприятиями реального сектора экономики региона.
Особенностью развития этого стратегического направления являются региональный анализ, оценка перспектив Банка в выбранном географическом регионе. Разработанный Банком план реализации этой программы включает следующие этапы:
1. Проведение маркетингового исследования перспектив внедрения на рынок.
При этом особое внимание уделяется сбору и анализу следующей информации о регионе:
· анализ отраслевой структуры;
· уровень концентрации производства, наиболее крупные предприятия региона;
· основные финансовые потоки;
· основные товарные потоки;
· формирование и распределение финансовых ресурсов (собираемость налогов, распределение финансов по бюджетам различных уровней);
· общая социально-экономическая ситуация (уровень жизни населения, демографическая и социальная структура населения, средний уровень доходов в регионе);
· анализ конкурентной среды (банки, обслуживающие крупные предприятия; емкость рынка банковских услуг)
2. Оценка результатов проведенного маркетингового исследования.
3. Принятие решения о присутствии в регионе. В случае целесообразности создания регионального банковского учреждения- разработка бизнес-плана, включающего в себя расчет затрат на создание и оснащение, оценку эффективности нового проекта, планирование экономических показателей новой бизнес-единицы.
4. Организация регионального банковского учреждения.
5. Продвижение услуг Банка в регионе путем внедрения разработанной для данного региона маркетинговой стратегии.
Как показывает таблица 11, наибольшее количество клиентских счетов Банка составляют счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций (3851), что позволяет выделить этот сегмент рынка банковских услуг как приоритетный.
Работа сотрудников Банка с клиентами характеризуется следующей последовательностью:
1. Информирование клиента о сфере услуг Банка;
2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг;
3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством Банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента;
4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством Банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость);
5. Обслуживание клиента и контроль над соблюдением им принятых обязательств;
6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.
Таблица 11. Анализ клиентской базы[2]
Счета предприятий | Количество открытых счетов | |
Номер балансового счета 2-го порядка | Количество открытых счетов | |
Коммерческих предприятий и организаций | ||
Некоммерческих организаций | ||
Госкомитета РФ по связи и информатизации по переводным операциям | ||
Предприятий государственной собственности (кроме федеральной) | ||
Коммерческих предприятий и организаций | ||
Некоммерческих организаций | ||
Негосударственных предприятий | ||
Финансовых организаций | ||
Коммерческих предприятий и организаций | ||
Прочие счета | ||
Физических лиц – индивидуальных предпринимателей | ||
Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей-нерезидентов – счета типа «Т» | ||
Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей –нерезидентов - счета типа «И» | ||
Итого |
Маркетинговое планирование Банка включает мониторинг и планирование продуктового ряда Банка.
Банковский продукт - комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента- представлен в Банке как в виде простого продукта, то есть реализации одной услуги клиенту одним банковским подразделением, так и в виде сложного продукта, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений Банка в течение длительного времени.
В Банке разработан следующий механизм расширения продуктового ряда Банка:
p выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
p разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
p решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
p принятие решения о внедрении услуги;
p разработка регламента оказания требуемой услуги;
p разработка маркетингового плана продвижения услуги;
p разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
p решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
p решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
p разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги;
p внедрение услуги в соответствии с маркетинговым планом.
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ