Позиционирование Банка на рынке банковских услуг.
Обслуживаемые сегменты рынка
На позиционирование Банка на рынке банковских услуг повлияла ситуация, сложившаяся в начале 90-х годов, при которой обслуживание муниципальных предприятий проводилось только Сбербанком Российской Федерации. В таких условиях появилась потребность формирования сети муниципально-ориентированных банков. В числе первых банков по данному виду обслуживания выступил «Лекс-Банк». В числе клиентов Банка оказались многочисленные муниципальные предприятия различного профиля. Следующим этапом в развитии клиентской базы стало обслуживание ряда государственных налоговых инспекций из различных административных округов столицы. Банк использовал благоприятную возможность приобретения опыта работы с федеральным бюджетом, что положительно повлияло на дальнейшее развитие Банка.
Развитие клиентской базы расширило круг клиентов различной отраслевой принадлежности, что является свидетельством того, что услуги Банка являются востребованными в силу своей конкурентоспособности. Круг юридических лиц – клиентов Банка охватывает практически все формы собственности; клиенты Банка осуществляют свою деятельность в различных сегментах российского рынка, в различных регионах России.
Банк предоставляет комплексное обслуживание юридических, физических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица. Клиенты Банка отличаются по масштабу осуществляемой деятельности, среди них можно выделить следующие группы:
· Производственные предприятия
· Предприятия агропромышленного комплекса
· Торговые дома, базы, крупные торгово-закупочные компании
· Телекоммуникационные компании и их дилеры
· Крупные строительные организации
· Инвестиционные и страховые компании
· Финансовые группы
· Авиакомпании и аэровокзальные комплексы
· Туристические агентства и туроператоры
· Сети ресторанов, казино и гостиниц
· Автокомбинаты
· Аудиторские, адвокатские и другие консалтинговые фирмы
· Муниципальные предприятия Москвы и Московской области
· Малые предприятия
· Учреждения Российской Академии Наук, научные институты, образовательные учреждения различного профиля
· Телерадиокомпании
· Театры
· Газеты, издательские дома, полиграфические комбинаты
· Спортивные клубы
· Благотворительные фонды, церкви, некоммерческие организации
За 2000 год Банку удалось значительно укрепить клиентскую базу, привлечь на обслуживание крупные предприятия и организации.
Значительно возросли как обороты, так и остатки по счетам в Банке (табл. 8). Обороты только в 1 квартале 2001 г. превысили обороты за весь 1999 г. и превышают более чем в 2,5 раза обороты за 1 квартал 2000 года. Активный рост привлеченных средств сохраняется практически по всем группам счетов.
Таблица 8. Обороты по счетам КБ «Лекс-Банк» (ООО)[1]
Номер балансового счета 2-ого порядка | 1999 год | 2000 год | I квартал 2001 года | Кол-во открытых счетов |
Итого |
Для удобства клиентов в Банке функционирует система электронных расчетов «Клиент-Банк». В ней применены международные стандарты кодирования информации с использованием технологии электронной цифровой подписи, что обеспечивает эффективную защиту передаваемых данных. Передача и получение документов клиентом производятся с использованием модемной связи и сети Интернет. Количество клиентов, пользующихся данной услугой, постоянно растет.
Вместе с тем, в работе с клиентами Банк придерживается принципов и ограничений, формирующих политику Банка.
В соответствии с международными и российскими требованиями по противодействию отмыванию преступных доходов, Банк стремится привлекать тех клиентов, законность источников доходов и осуществляемой деятельности которых может быть проверена с высокой степенью достоверности.
Политика Банка направлена на содействие предотвращению использования банковских операций в преступных целях.
Т.о. ключевыми факторами позиционирования Банка на рынке банковских услуг являются: универсальность, качество предоставляемых услуг, технологичность, репутация Банка, формирование устойчивых финансовых показателей.
Анализ внутренней среды