Предложение; закон предложения; факторы, влияющие на предложение
Рыночное предложение товара характеризует готовность продавцов поставлять разные объемы товара на рынок при различных ценах данного товара в определенный промежуток времени. Спрос-потребители, предложение-продавцы.
Величина или объем предложения (Qs)-это то кол-во товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене за единицу времени.
Цена предложения (Ps )-это миним. цена по которой готовы продать данное кол-во товара продавцы.
Зависимость величины предложения от формирующих его факторов называют ф-ией предложения,которая имеет вид: Qs=f(P,PR,W,Тес,N,TX,M...),где P –цена товара, PR-цена ресурсов, W-ожидание изменений цены товара в будущем, Тес-технологии, N-число продавцов на рынке, TX-налоги (субсидии), M-возможность получения прибыли от пр-ва др. товаров.
Если все факторы формирующие предложение (кроме цены) неизменны, то можно перейти к ф-ии предложения от цены: QS=f(P)
Ф-ия предл-ия может быть представлена:
1)Табличным способом (шкала предложения)
2)Аналитическим способом (уравнение)
3)Графическим способом (график предложения)
Р
P2 B P S2 S1 S3
P1 A
P
P3 C
Q3 Q1 Q2 Q Q2 Q1 Q3 Q
Необходимо различать изменение предл-ия и изменение величины предл-ия. Изменение величины предл-ияимеет место только при изменении всех остальных ценовых факторов. При этом поисходит движение вдоль линии предл-ия.
Изменение неценовых факторов предл-ия вызывает движение линии предл-ия(на уменьшение-влево, на увеличение-вправо).Снижение предл-ия показывается сдвигом линии влево. Увеличение предл-ия-сдвигом линии вправо (рис. 2).
Прямую зависимость между ценой и объемом предл-ия называют законом предложения: при прочих равных условиях на рынке товара по более высокой цене, продавцы готовы продать большее кол-во товара или предл-ие нах-ся в прямой зависимости от цены.
Рыночное равновесие.
Рын. равновесие может быть частичным или общим. Если рынок товара рассматривать изолировано от других рынков, то имеет место частичное равновесие.
Общее равновесие предполагает изучение равновесия взаимосвязанных рынков.
Рассмотрим частичное равновесие и способы его достижения.
Р
S
РЕ E
D
QE Q
При взаимодействии спроса и предл-ия на рынке устанавливается равновесие (Е) характеризующееся равновесной ценой (PE) и равновесным кол-вом (QE).
Точка пересечения линии спроса (D) и линия предл-ия (S)-это точка равновесия (Е).Частичное равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предл-ия, а цена спроса равна цене предл-ия.
Существуют 2 модели механизма достижения равновесия на рынке:
1)модель Маршала
2)модель Вальраса
В модели Вальраса независимыми переменными являются цены, от которых зависит величина спроса и величина предложения:
P излишек QD >QS=дефицит
S QD< QS=излишек P
E S
PE PE E
дефицит D
D
QE Q QE Q
Если товар продается на рынке по равновесной цене то величина спроса равна величине предл-ия и у продавцов отсутствуют стимулы изменять цену на рынке. Если товар продается на рынке по цене не совпадающей с равновесной ценой, то возникает ситуация либо дефицита либо излишка товара а возникающая конкуренция между покупателями или продавцами повышает или понижает цену до уровня равновесной.
В модели Маршала (рис. 3) независимыми переменными являются величина спроса и предложения, от кт-ых зависят цены спроса и цены предложения.
При равновесном кол-ве цена спроса совпадает с ценой предложения и у производителей отсутствуют стимулы менять объем выпуска. Если товар продается на рынке в кол-ве не совпадающем с равновесным, то при этом кол-ве производители получают прибыль или несут избытки и увеличивают или уменьшают объем выпуска до уровня равновес. кол-ва.
Таким образом, по Маршалу рынок реагирует на разницу между ценой спроса и ценой предложения возникающих при объемах выпуска, отличных от равновесного кол-ва путем изменения объема выпуска товара.
Модель Вальраса описывает рын. механизм в краткосрочном периоде, Маршала - в долгоср..
Эластичность спроса
Эластичность – это мера реакций одной переменной величины, на измененной величины, на изменения другой. В случае спроса, эта чувствительность, реакция спроса на изменения тех или иных переменных.
Эластичность спроса по цене данного товара (Ер – ценовая эластичность) показывает, как меняется величина спроса на товар в зависимости от изменения цены товара.
Ер - принято называть коэф. эластичности спроса по цене или коэф. прямой, ценовой эластичности.
Ep = =
В силу того, что спрос и цена изменяются в обратной пропорциональной зависимости, то величина Ер будет отрицательна, т.к. приращение цены или количества имеет разные знаки. Эк-сты чаще всего рассм-ют абсолютные значения данного коэффициента (по модулю).
Коэф. эластичности спроса по цене может меняться от 0 до бесконечности. Чем больше величина этого коэф., тем более эластичных явл. спрос:
P Ep >1 Р 0< Ep <1 Р Ep =1
эластичный Р1 неэластичный единично-эластичный
Р1 А Р1 спрос
Р2 В Р2 D Р2 D
D
Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q
1.Ер больше 1 – эластичный спрос. Изменение цены товара влечет за собой больше по сравнению изменение цены, изменение цены, изменение в объеме спроса. Правило ценовой стратегии: при эластичном спросе, цену нужно понижать, но нельзя повышать.
2.Если Ер лежит в интервале от 0 до 1,то коэф. эластичности назыв. не эластичным, т.е. изменение цены товара, влечет за собой меньше изменение в объеме спроса. Правило ценовой стратегии: цену нужно повышать, нельзя понижать.
3.Если Ер = 1 – это спрос единичной эластичности.
При этом спросе доходы продавцов не меняются, при изменении цены товара.
4.Крайние случаи коэф. эластичности, когда коэф. эластичности равен 0 и бесконечности.
Р D P
Ep = 0Ep = ∞D
Q Q
абсолютно неэласт. спрос абс. эласт. спрос
Факторы определяющие эластичность спроса по цене данного товара:
1.Наличие товаров-субститутов (заменителей): чем их больше, тем более эластичным является спрос на товар;
2.Доля расходов на данный товар в доходе потребителей: чем больше ниже эта доля, тем менее эластичный спрос;
3.Фактор времени: для товаров повседневного пользования Ер ниже краткосрочном периоде, в то время, как на товары длит. пользования спрос более эластичен в краткосрочном периоде и менее эластичном в долгосрочном.
Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это влияние изменением цен 1-го товара на объем спроса на другой товар. Коэф. перекрестный эласт. показывает на сколько % изменяется объем спроса на товар Х, при однопроцентном изменение цены на товар У.
Exy = =
1.Для товаров не зависимых друг от друга Еху = 0
2.Для товаров комплиментов (взаимодополняемых) Еху отрицателен, т.е. меньше 0.
3.Для товаров субститутов (взаимозаменяемых) Еху положитителен, т.е. больше 0.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько % изменяется объем спроса на товар, при 1% изменение дохода потребителей (I).
EI = =
1.Для товаров повседневного спроса, ЕI имеет малую положит. Эластичность (0-1).
2.Для предметов роскоши и дорогих товаров длит. пользования ЕI имеет высокую эластичность по доходу (больше 1).
3.Для товаров низкого качества ЕI отрицателен (меньше 0).
Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене (EPS) показывает? на сколько изменяется процентном отношении величина предлож. товара при изменении его цены на 1%.
EPS = =
Показатель EPS для большинства товаров является положит. величиной согласно закону предложения.
1.Если EPS=0, то предложение абсолютно эластично, никакое изменение цены не влияет на объем предложения.
2.Если EPS= бесконечности , то предложение абсолютно не эластично, т.е. малое повышение цены ведет бесконечному большому росту объему предложения.
3.Если EPS=1, то предложение имеет единичную эластичность, т.е. изменение цены на 1% ведет к изменению объему предложения также на 1%.
4.Если получается 0<EPS<1, то предложение не эластично. Изменение цены на 1% ведет к изменению объема предложения также на 1%.
5.Если 1<EPS<бесконечности, предложение эластично, т.е. изменение цены на 1% ведет к изменению к объему предложения более чем на 1%.
Предложение связано с изменением производственного процесса и медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос , поэтому фактор времени является аажнейшим в определении цены, чем спрос, поэтому фактор времени явл. Важнейшим в определении показателя эластич. предложения EPS:
1.В краткосрочном периоде фирма не может изменить объем выпускаемой продукции, предл. явл. абсолютно не эластичным, а изменение спроса, ведет к росту цены при этом объем продаж не меняется;
P S
D1
D2
Q
2.Среднесрочный период достаточен для прекращения или расширения производства на уже существующих мощностям, но недостаточен для введения новых. Предложение явл. не эластичным, рост спроса ведет к росту цены и увеличению объему производства;
3.Долгосрочный период предполагает расширения или прекращения фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм отраслей или уход из нее. Предложение явл. эластичным и полностью приспосабливается к изменяющемуся спросу.
Издержки пр-ва