Совокупное предложение (AS): класс., неоклассический, кейнсианский подходы.
Совокупное предложение (AS) – это реальный нац. продукт, кт-ый предлагает к продажи все производители, при всех уровнях цен. Зависимость между объемом ВНП, которые намерены произвести нац. эк-ке и уровнем цен, описывают с помощью кривой AS.
Кривая AS показывает изменение реального объема выпуска, обусловленное уровнем классиков, неоклассиков и Кейнса, различен.
Классическая модель AS – модель описывает поведение субъектов, исходя из след. усл.:
1.эк-ка представляет собой 2 независимых сектора: реальный и денежный,
2.все рынки функционируют в условиях совершенной конкуренции, а субъекты данных рынков – ценополучатели, не обладающие рыночной властью,
3.цены на товары и ресурсы гибкие,
4.эк-ка эффективная, т.е. объем выпуска равен потенциальному ВНП.
Кривая AS при данных предпосылках вертикальна. Факторы изменения AS классики связывают только с реальным сектором эк-ки. AS изменится (кривая сдвинется), если изменится количество ресурсов, качество ресурсов или технология.
Неоклассическая модель AS базирируется на различиях между ценами конечных товаров, услуг и ресурсов, которые они описали для краткого и долгосрочного периодов.
Уровень цен на конечный товар и услуги определяется как соотношение номинального и реального ВНП, а уровень цен на ресурсы показывает средневзвешенная цена на ресурсы (труд, земля, капитал) и промежуточные товары, которые нужны для пр-ва ВНП.
Допущение об абсолютной гибкости цен неоклассиками снимается, т.к. приспособление цен на ресурсы к уровню цен происходит не молниеносно. Величина AS находится в прямой зависимости от уровня цен. В краткорочном периоде большое значение преобретают ожидания субъектов относительно изменение цен в будущем, предпринимательский сектор не рассчитывает на полное изменение цен, факторов производства и намерен увел-ть объем выпуска при росте уровня цен по след. причинам:
1.наличие долгосрочных контрактов;
2.существование товарных запасов;
3.неполнотой информации.
Сдвиги прямой AS могут быть обусловлены след. неценовыми факторами:
· цены на ресурсы,
· количество ресурсов,
· качество ресурсов,
· ожидание макросубъектов,
· макроэк-кая политика гос-ва.
В Кейнсианской модели, появившейся в 30 г. 20 века, модель AS – рассм-ется при след. предпосылках:
· краткосрочный период,
· неполная занятость (депрессивное состояние эк.-ки),
· цены на качественные товары, номинальная зар. плата и др. факторы жесткие, т.е. одна их часть фиксированная, а др. их часть факторы меняются очень медленно,
· реальные величины подвижны.
Кривая AS в Кейнсианской модели горизонтальна (при фиксированной номинальной з/п и жестких ценах на товары) или имеет положит. наклон (при жесткости номин. з/п. и подвижных цен на товары).
Предпринимательский и гос-ный сектора в модели Кейнса могут произвести любое количество продукции, при данном уровне цен. Величина AS определяется не уровнем цен, а намереньем субъектов приобрести данные товары, т.е. совокупным спросам. Ситуация финансирования з/п жестких цен и высокого уровня безработицы, встречаются не часто и называется «крайний или экстремальный случай» (горизонтальная линия AS).