Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения

Совокупное предложение представляет собой объем национального производства при определенном уровне цен. Зависимость между объемом национального производства, совокупным предложением и уровнем цен прямая, что и отражает кривая совокупного предложения. Все возможные варианты соотношения уровня цен и совокупного предложения размещаются на графике кривой АS и определяют величину совокупного предложения.

Помимо ценового фактора, на совокупное предложение оказывают влияние и неценовые факторы:

· наличие ресурсов для производства продукции и уровень цен на них;

· изменения технологии производства и производительности труда;

· динамика налогов и субсидий производителям и прочие.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Влияние неценовых факторов графически будет представлено сдвигом кривой AS вправо вниз (в случае увеличения) и влево вверх (в случае уменьшения совокупного предложения). Неценовые факторы повлияют на величину совокупного предложения при каждом из возможных уровней цен (см. график 5).

 
  Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Р AS2 AS AS1

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Q

График 4.3. Влияние на совокупное предложение неценовых факторов.

В макроэкономической науке принято учитывать два подхода к анализу совокупного предложения: классический и кейнсианский.

Классический подход к анализу совокупного предложения Кейнсианский подход к анализу совокупного предложения
· цены гибкие и чутко реагируют на рыночные колебания совокупного спроса и совокупного предложения; · объем национального производства определяется наличием имеющихся факторов производства и технологии, а не уровнем цен; · экономика функционирует в условиях полной занятости. 1. цены относительно жестки и слабо реагируют на рыночные колебания; 2. экономика функционирует в условиях неполной занятости; 3. объем национального производства и занятость ресурсов подвижны и сравнительно быстро реагируют на колебания рынка.  
Кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости. Кривая AS горизонтальна.

С учетом двух подходов, график совокупного предложения имеет вид:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Р S

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

А 2

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Q

График 4.4.. Кривая совокупного предложения: кейнсианский (1); восходящий (2); классический (3) отрезки кривой AS.

Взаимодействие и взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения осуществляется через систему цен.

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Пересечение кривых возможно в трех вариантах (согласно конфигурации кривой AS), в соответствии с которыми различают три варианта макроравновесия.

Если совокупный спрос изменяется в пределах кейнсианского отрезка, то увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства и занятости при постоянных ценах (график 4.5, а).

Если совокупный спрос возрастает на промежуточном отрезке – это приводит к увеличению реального объема национального производства, уровня цен и занятости (график 4.5, б).

Если совокупный спрос увеличивается на классическом отрезке – это приведет к инфляционному росту цен (график 4.5, в).

Сокращение совокупного спроса приведет к изменению указанных величин в обратном направлении.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Р AS     АД     Q   а) Р AS     АД     Q   б) Р AS     АД     Q   в)

График 4.5. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения.

Величина совокупного спроса определяется величиной совокупных расходов:

5. потребительский спрос определяют потребительские расходы. Последнее – часть располагаемого дохода потребителей, которая получила название средней склонности к потреблению:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru где

У - располагаемый доход;

С - часть располагаемого дохода, используемая на приобретение товаров и услуг.

Вторая часть располагаемого дохода не используется и определяет среднюю склонность к сбережениям:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru где

S - часть располагаемого дохода, которая сберегается, т.е. на приобретение товаров и услуг не используется.

АРС + АРS = 1

В реальной действительности величина располагаемого дохода постоянно изменяется. Часть прироста дохода, которая используется для удовлетворения потребностей потребителей называется предельной склонностью к потреблению:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru где

DС, DУ - прирост расходов на потребление и располагаемого дохода соответственно.

Часть прироста дохода, которая сберегается, - предельная склонность к сбережению:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru , где

DS, DУ – прирост сбережений и располагаемого дохода, соответственно.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

Функция потребления: С = С0 + МРС ´ У , где

С0 - автономное потребление.

Функция сбережений:

S = -C0 + MPS ´ У.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru С

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru С = У

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru С = С0 + МРС ´ У

 
  Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru S = -C0 + MPS ´ У

С0

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru У

0

График 4.6. Функции потребления (С) и сбережения (S).

1. инвестиционный спрос определяют инвестиционные расходы.

Функции инвестиционных расходов:

I = I0 – dr + MPI ´ У, где

I0 - автономные инвестиции,

r - реальная ставка процента,

d - эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента,

MPI - предельная склонность к инвестированию - доля прироста расходов на инвестиции в приросте дохода.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

1. спрос со стороны государства определяется размером государственных закупок товаров и услуг;

2. спрос на чистый экспорт зависит от расходов зарубежных потребителей по приобретению продукции, экспортируемой из страны.

Теория мультипликатора

Теория мультипликатора рассматривает механизм влияния переменных совокупных расходов на кратное изменение величины совокупных расходов, доходов, а в конечном итоге – на объем национального продукта и занятость.

В наиболее общем виде модель мультипликатора может быть записана в виде:

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru где

DУ - прирост объемов национального продукта (дохода), индуцированный увеличением расходов на величину DF;

m - числовой коэффициент, называемый мультипликатором.

Конструкция коэффициента m достаточно проста. Любой дополнительный расход DF, поступающий в экономическую систему, одновременно означает доход экономических субъектов, получаемый ими в оплату за товары и оказываемые услуги. Проходя многочисленные трансформации, этот доход каждый раз уменьшается на сберегаемую тем или иным экономическим агентом часть. В свою очередь, потребляемая часть передается в оплату потребляемых товаров и услуг другому экономическому агенту т.д.

Предположим, что предельная склонность к потреблению МРС для всех хозяйственных субъектов, независимо от размеров получаемых ими доходов – величина фиксированная. Если МРС = q, то тогда совокупный доход, генерируемый расходами DF можно выразить следующим образом:

DУ = (1 + q + q2 + q3 + q4 + …) DF, где

(1 + q + q2 + q3 + q4 + …) - сумма членов геометрической прогрессии со знаменателем меньше единицы. По определению эта сумма равна Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru Тогда

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

Таким образом, мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального продукта (дохода) в результате изменения переменных совокупных расходов (инвестиционных расходов, государственных закупок и т.п.).

Так, мультипликатор инвестиционных расходов – числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального продукта в результате изменения инвестиционных расходов.

Совокупное предложение и факторы его динамики. Кейнсианский и классический подходы к анализу совокупного предложения - student2.ru

Наши рекомендации