Совокупный спрос и факторы влияющие
Совокупный спрос(AD) - реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. AD эк. агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынках. Включает в себя: потребительский спрос С; инвестиционный спрос I$ спрос со стороны гос-ва G; чистый экспорт NX. совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовый национальный продукт при соответствующем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:
Y-реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; Р - уровень цен в экономике; М -количество денег в экономике; V-скорость обращения денег. Из приведенных формул следует, что связь между объемом произведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.
Кривая показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при каждом данном уровне цен.
Кривая AD отражает ту же зависимость-по мере роста цен (Р) уменьшается величина реального объема выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса
При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины.
Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.
Повышение уровня цен (P↑) => увеличивает спрос на деньги (md↑) => растет процентная ставка (r↑) => уменьшается совокупный спрос (АD↓). Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.
Вторая причина — эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Повышение уровня цен (Р↑) => ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (m/p↓) => уменьшению потребления (С ↓) => уменьшению совокупного спроса (AD ↓ ). А падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и название — эффект Пигу.
Третья причина — эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а следовательно, растет совокупный спрос.
На сдвиг кривой AD влияют: уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи; процентные ставки, субсидии и льготные кредиты, новые технологии, инновации; изменения государственных расходов; колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике.