Тема 11. Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь.
Сущность регистрационного и лицензионного права.
Организация регистрационного процесса в Республике Беларусь, его три последовательных стадии. Особенности регистрации банков с иностранными учредителями и дочернего банка иностранного банка.
Полномочия Правления Национального банка Республики Беларусь в области регистрационного права. Право в отказе в государственной регистрации.
Квалификационные и технические требования, предъявляемые в ходе государственной регистрации и лицензирования.
Характер лицензионного права в Республике Беларусь. Критерии устойчивого финансового положения банка. Особенности требований для получения лицензий на привлечение денежных средств физических лиц и совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Права банков по созданию обособленных подразделений. Причины, побуждающие Национальный банк Республики Беларусь отказать в создании филиала (отделения).
Реализация прав по созданию представительств банков на территории Республики Беларусь.
Тема 12. Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер.
Понятие текущего банковского надзора. Требования пруденциальных стандартов в Республике Беларусь, их правовое закрепление. Консолидированный банковский надзор. Качественная и количественная характеристика пруденциальных стандартов.
Оценка рисковой деятельности банка в ходе текущего надзора Национального банка: направления, параметры, отражение в нормативах безопасного функционирования, формах отчетности.
Организация дистанционного надзора в Национальном банке Республики Беларусь. Стадии организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке.
Мотивированное (качественное, профессиональное) суждение: процесс формирования, сущность и роль.
Подходы к оценке безопасного и надежного функционирования банка, применяемые в разных странах. Системы оценки рискового текущего состояния банка на основе индикаторов раннего реагирования. Шкала надзорной оценки, используемая Национальным банком Республики Беларусь. Порядок принятия решения о присвоении надзорной оценки.
Сущность корректирующих мер, их направленность. Предупредительные меры и меры воздействия.
Порядок реструктуризации, реорганизации и ликвидации банков. Организация работы ликвидационной комиссии. Очередность удовлетворения обязательств перед кредиторами банка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Форма контроля знаний | ||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Иное | ||||
Предмет, задачи и структура. | ||||||||
1. | Денежно-кредитная политика: сущность и роль, формы денежно-кредитного регулирования. | Устный опрос, тест, решение задач. | ||||||
2. | Теоретические основы трансмиссионного денежного механизма. | 2 лз | Устный опрос, тест. | |||||
3. | Цели, принципы и инструменты монетарной политики. | Устный опрос, тест, обсуждение практических ситуаций. | ||||||
4. | Экономические модели таргетирования. | Устный опрос, тест. | ||||||
5. | Процентная политика Национального банка Республики Беларусь. | Устный опрос, тест, обсуждение практических ситуаций. | ||||||
6. | Политика минимальных резервных требований. | Устный опрос, тест, решение задач. | ||||||
7. | Операции на открытом рынке. | Устный опрос, тест, решение задач. | ||||||
8. | Валютная политика в системе монетарного регулирования. | Устный опрос, тест, решение практических ситуаций. | ||||||
9. | Цели и система банковского пруденциального надзора. | 2 лз | Устный опрос, тест. | |||||
10. | Макропруденциальный и персональный банковский надзор. | 2пз | Устный опрос, тест. | |||||
11. | Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь. | Устный опрос, тест. | ||||||
12. | Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер. | 2пз | Устный опрос, тест. | |||||
Всего за семестр | (4лз 4пз) | Экзамен |