Безопасного функционирования, формах отчетности
На основании собранной в ходе текущего надзора информации служба банковского надзора оценивает рисковое состояние банка и эффективность системы управления риском (риск-менеджмент).
Оценка рискового состояния банков осуществляется двумя системами оценки:
1) текущего рискового состояния;
2) на основе индикаторов раннего реагирования, позволяющих оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем негативных событий и механизмы ликвидации их последствий.
Оценка текущего рискового состояния банка Национальным банком ранее осуществлялась с помощью методики оценки банков по четырем факторам (оценка Z) и методики определения степени проблемности банков.
В настоящее время надзорная оценка осуществляется по расчету, базирующемуся на совокупной оценке показателей деятельности банка и приведенному в рекомендациях о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и НКФО и оценке уровня рисков (№ 193).
Агрегированные балльные оценки в ходе инспекционной проверки определяются по каждому из следующих 10 рисков: кредитному, ликвидности, валютному, процентному, фондовому, товарному, операционному, процентному риску банковского портфеля, стратегическому, репутационному. Для оценок уровня рисков применяется следующая градация: низкий – 8 баллов, ниже среднего – 6–7, выше среднего – 4–5, высокий – 2–3 балла. При разделении на степень риска и качество управления им используются для оценок соответственно 4, 3, 2 и 1 баллы.
Проводится также балльная оценка уровня достаточности капитала, показателя прибыльности (доходности) деятельности банка и качества управления банком. Для данных индикаторов применяются следующие оценки: высокий уровень или хорошее качество – 8 баллов, выше среднего или удовлетворительное – 6 (или 6–7), ниже среднего или недостаточно удовлетворительное – 4 (или 4–5), низкий или неудовлетворительное – 2 (или 2–3) балла.
Рассчитанные балльные оценки каждого показателя взвешиваются по следующим весовым коэффициентам: кредитный риск – 0,18; риск ликвидности – 0,18; валютный риск – 0,048; процентный риск торгового портфеля – 0,048; операционный риск – 0,06; фондовый риск – 0,012; товарный риск – 0,012; процентный риск банковского портфеля – 0,015; стратегический риск – 0,015; репутационный риск – 0,02; уровень достаточности капитала – 0,18; прибыльность (доходность) – 0,05; качество управления банком – 0,18.
Агрегированная инспекционная оценка определяется посредством суммирования взвешенных по вышеприведенным весовым коэффициентам соответствующих показателей с их ранжированием от минимальных 2-х баллов до максимальных 8-ми баллов с выделением 9-ти групп устойчивости:
1 – высокий уровень устойчивости с позитивными перспективами (7,72 – 8 баллов);
2 – высокий уровень устойчивости со стабильными перспективами (6,7 – 7,71 баллов);
3 – высокий уровень устойчивости с негативными перспективами (6,29 – 6,69 баллов);
4 – средний уровень устойчивости с позитивными перспективами (5,83 – 6,28 баллов);
5 – средний уровень устойчивости со стабильными перспективами (5,42 – 5,82 баллов);
6 – средний уровень устойчивости с негативными перспективами (4,9 – 5,41 баллов);
7 – низкий уровень устойчивости с позитивными перспективами (3,83 – 4,89 баллов);
8 – низкий уровень устойчивости со стабильными перспективами (3,13 – 3,82 баллов);
9 – низкий уровень устойчивости с негативными перспективами (2 – 3,12 баллов).
Сроки проведения плановых комплексных проверок устанавливаются один раз в течение 36 месяцев для банков 1–3 групп с высоким уровнем устойчивости, 24 месяцев – для 4–6 групп со средним уровнем и 12 месяцев – 7–9 групп с низким уровнем устойчивости. Соответственно, для первых 2-х групп вмешательство надзорного органа не требуется, для 3–5 групп вмешательство носит рекомендательный характер, для 6 группы необходим постоянный контроль, для 7 и 8 групп требуется принятие к банку со стороны надзорного органа мер по устранению выявленных недостатков. Что касается 9-й группы, то необходимо срочное вмешательство не только надзорного органа, но и акционеров банка.
В соответствии с инструкцией № 172 банками предоставляется следующая пруденциальная отчетность:
· расчет достаточности нормативного капитала;
· расчет ликвидности;
· сведения по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам;
· сведения о соблюдении норматива максимального размера риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу «А»;
· отчет о состоянии открытой позиции банка по валютному риску;
· отчет о выполнении нормативов безопасного функционирования;
· отчет о размере специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
· отчет о движении специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
· отчет о позициях банковского и торгового портфеля, чувствительных к изменениям процентной ставки.
Таким образом, отчетность подразделяется на отчетность о соблюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальную отчетность (о деятельности банка, его финансовом состоянии и эффективности работы, ликвидности и качестве активов).