Его ответственность за недопущение системного кризиса. Обзоры финансовой стабильности
Макропруденциальный надзор направлен на обеспечение стабильности функционирования как в целом финансового сектора, так и системообразующих финансовых институтов. Объясняется это тем, что риск системной нестабильности зависит от коллективного поведения всех участников финансовых рынков. Поэтому функция мегарегулятора финансового рынка, которая закреплена за Национальным банком Республики Беларусь, будет способствовать координации и синхронизации мер по обеспечению финансовой стабильности в финансовом и банковском секторах.
Национальный банк в рамках макропруденциального надзора осуществляет мониторинг рисков банковского сектора в целом, проводит оценку влияния экономических и денежно-кредитных факторов на его стабильность в целях содействия надежному и безопасному функционированию банковской системы, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, содействия обеспечению макроэкономической стабильности.
Действующий в Национальном банке на постоянной основе комитет по обеспечению стабильности банковской системы, председателем которого является Председатель Правления Национального банка, обеспечивает выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам банковского надзора. К его задачам помимо прочего относятся: проведение оперативного мониторинга выполнения банками экономических нормативов, установленных Национальным банком, Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь; выработка необходимых мер реагирования; рассмотрение результатов текущего банковского надзора и принятие мер по повышению его эффективности. Решения комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.
Комиссию по оценке финансовой устойчивости банковской системы возглавляет первый заместитель Председателя Правления Национального банка, который курирует вопросы банковского надзора. Данная комиссия осуществляет рассмотрение методологических и методических подходов по анализу состояния банковского сектора, разработке систем раннего предупреждения кризисных явлений в банковском секторе, а также значимости ключевых тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере для обеспечения финансовой устойчивости банков.
В целях обсуждения различных вопросов и тенденций, касающихся финансовой стабильности, выработки мер, направленных на ее поддержание, а также координации информационного взаимодействия заключен Меморандум о взаимопонимании между Национальным банком, Министерством финансов, Министерством экономики и Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Руководящими принципами Меморандума являются:
- четкое разделение ответственности между подписавшими его сторонами в сфере обеспечения финансовой стабильности;
- определение сфер и ситуаций пересечения компетенций;
- организация эффективного межведомственного обмена информацией;
- координация работы на основе создания постоянно действующего консультативного органа – межведомственного Комитета по финансовой стабильности, который состоит из руководителей высшего уровня участников Меморандума и возглавляется Председателем Правления Национального банка.
Обзоры финансовой стабильности. В настоящее время около пятидесяти стран мира осуществляют обзоры финансовой стабильности. Отчет по финансовой стабильности составляется с полугодовой либо годовой периодичностью. В отчете содержится информация по разделам: макроэкономика, банковский сектор, финансовый рынок, финансовая инфраструктура.
Национальным банком обеспечивается подготовка и публикация ежегодного аналитического обозрения «Финансовая стабильность в Республике Беларусь». Данный отчет включает пять основных глав:
1. Внешние и внутренние макроэкономические риски.
2. Нефинансовый сектор.
3. Финансовый сектор: 3.1. Банковский сектор; 3.2. Страховой сектор.
4. Финансовые рынки (рынок ценных бумаг и валютные рынки).
5. Платежная система Республики Беларусь.
6. Приложения.
10.3. Базельские принципы банковского надзора:
их содержание, группировка, эволюция
Базельский комитет был создан руководителями центральных банков ряда стран в 1975 году. Одной из предпосылок создания Базельского комитета было несовершенство банковского регулирования и отсутствие единых подходов к осуществлению банковского надзора. В настоящее время Базельский комитет выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банковской деятельностью, обобщает опыт разных стран, разрабатывает рекомендации и международные стандарты банковского надзора, принимаемые к использованию большинством государств мира.
Базельским комитетом вырабатываются единые подходы по наиболее важным вопросам пруденциального регулирования банковской деятельности, т. е. разрабатываются рекомендации по осуществлению эффективного банковского надзора, которые не являются обязательными к исполнению для органов банковского надзора всех стран. Однако применение их в надзорной практике с учетом особенностей национального законодательства и развития национальной экономики позволяет осуществлять банковский надзор на должном уровне и соответствовать общеустановленным подходам к осуществлению надзора за банками.
Важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора стали Основные Базельские принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом в 1999 году и доработанные в 2006 году.
Основополагающие принципы представляют собой свод минимальных требований к системе организации банковского надзора, служащих ориентиром для органов банковского надзора, в том числе Национального банка. Основополагающие принципы состоят из 25 базовых положений (принципов), в соответствии с которыми построение и осуществление банковского надзора в стране позволяет создать и обеспечить эффективное функционирование национальной банковской системы, что, соответственно, является одним из основных условий обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности.
Базельские принципы, представляющие минимальные требования к надзорному режиму, объединены в 7 следующих групп.
1. Предварительные условия эффективного банковского надзора (1 принцип), где изложены общие условия (цели, правовые рамки и полномочия).
2. Лицензирование и структура надзора (2–5), охватывающие виды деятельности, критерии и порядок создания, продаж и приобретений.
3. Пруденциальные правила и требования (6–15), включая минимальные требования к достаточности капитала, управление качеством портфеля, оценку активов с учетом установленных нормативных ограничений, формирование необходимых резервов, установление и оценку рисков, осуществление внутреннего контроля.
4. Методы текущего банковского надзора (16–20) с использованием дистанционного надзора и инспекционных проверок на местах, в том числе с привлечением внешних аудиторов.
5. Требования, предъявляемые к информации (21), касаются качества и достоверности бухгалтерской отчетности и порядка ее раскрытия.
6. Официальные полномочия надзорных органов (22) в части своевременного принятия адекватных корректирующих мер в отношении допускающих нарушения банков.
7. Трансграничные банковские операции (23–25), что предполагает контроль и мониторинг за операциями национальных банков, открывающих свои подразделения на территории других государств, и иностранными банками внутри страны, а также обмен информацией с аналогичными надзорными органами других стран.
В число основополагающих принципов, сформулированных в «Ключевых принципах эффективного банковского надзора», входят:
· определение ответственности и главной цели надзорного органа;
· поощрение и обеспечение рыночной дисциплины на базе эффективного корпоративного управления, содействия транспарентности банковской деятельности;
· обладание органами банковского надзора операционной независимостью, средствами и полномочиями по сбору информации, правом принудительного осуществления принимаемых решений;
· обеспечение в национальной банковской системе адекватного управления рисками;
· осуществление оценки рисковой политики конкретных банков;
· отслеживание достаточности ресурсов банков, необходимых для покрытия рисков, объема капитала, а также надежности менеджмента, системы эффективного контроля и бухгалтерской отчетности;
· организация тесного сотрудничества с надзорными органами других стран.
В целях достижения объективных и единообразных оценок возможностей стран соблюдать Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельский комитет по банковскому надзору подготовил документ «Методология Ключевых принципов эффективного банковского надзора».
Оценка соблюдения принципов позволяет выявить слабые места в существующей национальной системе надзора и выполняетсяследующими методами:
· самооценкой, проводимой органами банковского надзора самостоятельно;
· оценкой качества систем банковского надзора, проводимой МВФ и Всемирным банком;
· проверками, проводимыми частными третьими сторонами;
· экспертной оценкой, проводимой, например, внутри региональных групп банковских надзорщиков.
В национальном законодательстве Базельские принципы служат отправной точкой, позволяющей сформировать надежный механизм укрепления стабильности конкурентной национальной банковской системы.