Монетарная политика и банковский надзор
ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А.А. Матяс
И.А. Панковец
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР
специальности: 1-25 01 04 «Финансы и кредит» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вспомогательный раздел
Пинск
ПолесГУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью УМК «Монетарная политика и банковский надзор» является приобщение студентов к изучению комплекса вопросов, касающихся концептуальных основ монетарной политики и банковского надзора, сущности трансмиссионного механизма, методов и инструментов монетарного регулирования и банковского надзора.
УМК «Монетарная политика и банковский надзор» содержит теоретическую часть (краткий конспект лекций), материалы к практическим занятиям (вопросы для обсуждения, тематику рефератов и выступлений, тестовые занятия, практические задания и др.), раздел контроля знаний (перечень вопросов для экзамена) и вспомогательный раздел (программа курса, список рекомендуемой литературы, методические рекомендации для УСР). УМК «Монетарная политика и банковский надзор» базируется на достижениях современной экономической науки и адаптирован к условиям практических навыков в области изучения банковского дела.
УМК «Монетарная политика и банковский надзор» призван способствовать овладению студентами практическими умениями по определению перспектив развития денежно-кредитной системы и приоритетов монетарной политики; выработке навыков использования данных денежно-кредитных обзоров для адекватной оценки и прогнозирования в области монетарной политики и пруденциального регулирования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Тема 1. Денежно-кредитная политика: сущность и роль, формы денежно-кредитного регулирования.
Тема 2. Теоретические основы трансмиссионного денежного механизма.
Тема 3. Цели, принципы и инструменты монетарной политики.
Тема 4. Экономические модели таргетирования.
Тема 5. Процентная политика Национального банка Республики Беларусь.
Тема 6. Политика минимальных резервных требований.
Тема 7. Операции на открытом рынке.
Тема 8. Валютная политика в системе монетарного регулирования.
Тема 9. Цели и система банковского пруденциального надзора.
Тема 10. Макропруденциальный и персональный банковский надзор.
Тема 11. Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь.
Тема 12. Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер.
Тема 1. Денежно-кредитная политика:
Сущность и роль, формы денежно-кредитного регулирования
Роль центрального банка в проведении
Денежно-кредитной политики
Роль центральных банков, ответственных за проведение денежно-кредитной политики в отдельных странах, предопределяется их статусом и выполняемыми функциями.
Все центральные банки в части их статуса обладают отдельными общими чертами, являясь эмиссионным центром по выпуску в обращение наличных денег и регулятором безналичной эмиссии, выступая в качестве «кредитора последней инстанции» для иных банков и обеспечивая стабильность денежного оборота, функционирования банковской и платёжной систем, устойчивость валютного курса и покупательной способности национальной денежной единицы. При этом в отличие от иных банков получение прибыли не рассматривается как основная цель деятельности центрального банка.
К основным функциям центрального банка, обеспечивающим проведение денежно-кредитной политики, относят:
- разработку и реализацию денежно-кредитной политикив части определения направлений и подходов к ее проведению, используемых методов и инструментов, обосновывающих аналитических и прогнозных расчетов и исследований;
- регулирование денежной эмиссии, включая как монопольную эмиссию наличных денег (эмиссионно-кассовое регулирование), так и регулирование безналичной эмиссии банков (в рамках поддержания ликвидности банковской системы, стабилизации национальной денежной единицы);
- осуществление в отношении иных банков основных банковских операций (расчетных, кредитных, депозитных), а также выполнение роли «кредитора последней инстанции»;
- проведение расчетно-кассового обслуживания правительства и управление его активами в качестве банкира и финансового агента правительства;
- пруденциальное регулирование деятельности банков с целью защиты интересов кредиторов и вкладчиков банковской системы и одновременного регулирования денежного предложения в экономике;
- валютное регулирование, значение которого особенно возрастает в условиях использовании режима таргетирования обменного курса национальной денежной единицы;
- управление золотовалютными резервами, включая их формирование, размещение и использование.
Особенности и взаимосвязь
Монетарная форма регулирования включает денежно-кредитное и валютное регулирование и применяется центральными банками с использованием соответствующих методов и инструментов.
Пруденциальную форму регулирования можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны, как микропруденциальное регулирование или банковский надзор за деятельностью конкретных банков и выполнением ими нормативных требований функционирования и обязательств перед клиентами. С другой стороны, в качестве макропруденциального регулирования, направленного на обеспечение макроэкономических целей (в частности, финансовой стабильности) и занимающего таким образом промежуточное положение между монетарным регулированием и банковским надзором.
В целом монетарная и пруденциальная формы регулирования достаточно взаимосвязаны. В то же время существуют определенные отличия. Если монетарная форма регулирования традиционно закреплена за центральными банками, то пруденциальное регулирование может осуществляться и другими специально созданными для этого институтами и структурами. При обеспечении макроэкономической стабильности пруденциальное регулирование имеет определенные преимущества, поскольку позволяет воздействовать точечно (на проблемные сегменты или субъекты) и превентивно (до реализации возникшего риска). В свою очередь принятие упреждающих мер создаёт для банковской системы дополнительные возможности абсорбировать реальные и потенциальные риски в области кредитования, ликвидности, процентной и курсовой политики, операционной деятельности.
В последние годы Национальным банком уделяется значительное внимание пруденциальной политике и формированию на ее основе соответствующих механизмов с их конкретизацией (включая показатели и индикаторы для анализа и оценки, регуляторы и инструменты, институциональное обеспечение, мониторинг и др.) с учетом международного опыта и предстоящего перехода на новые стандарты Базель III для обеспечения финансовой и монетарной стабильности, сглаживания проявлений системного финансового кризиса.
На денежную массу
Самостоятельным компонентом денежной массы является денежная база, величина которой представляет собой итог пассива баланса центрального банка. Денежной базой является совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов банков, находящихся на счетах в центральном банке. Данные денежные средства могут использоваться банками в качестве источника для создания дополнительной денежной массы в обращении. В Республике Беларусь денежная база Национального банка включает в себя следующие показатели:
- выпущенные в обращение Национальным банком наличные деньги (исключая остатки средств в кассах Национального банка);
- остатки средств на счетах обязательных резервов, депонированных банками в Национальном банке;
- средства на корреспондентских счетах и остатки других средств банков на счетах в Национальном банке;
- переводные и срочные депозиты предприятий, организаций и населения, обслуживающихся в Национальном банке в соответствии с действующим законодательством.
Динамика денежной базы оказывает существенное влияние на денежную массу в обращении. Так при росте денежной базы происходит увеличение предложения денег и наоборот. Изменение структуры денежной базы также влияет на состояние денежной массы. В частности, при сохранении неизменной величины денежной базы и снижении центральным банком норм резервных требований происходит уменьшение объема обязательных резервов банков и увеличения их избыточных резервов. Это приведет к увеличению денежного предложения, поскольку избыточные резервы являются ресурсами банков для проведения активных операций.
Монетизации экономики
Денежный мультипликатор занимает важное место при контроле над денежной массой и формировании монетарной политики государства. Существуют несколько видов мультипликаторов. Но особую роль в процессе безналичной эмиссии играют банковский и денежный мультипликаторы. Мультипликационный эффект связан с расширением ресурсной базы банков, созданием новых денег с учетом нормы обязательного резервирования и в конечном счете влиянием названных факторов на расширение предложения денег в экономике.
Банковский мультипликатор связан с начальной стадией развития мультипликативного эффекта в банковской сфере. Он представляет собой числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения депозитов в банковской системе. Величина банковского мультипликатора обратно пропорциональна норме обязательных резервов. Таким образом, мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (т.е. их снимают с депозитов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора.
Максимальный объем кредитов, который может выдать один банк, ограничен величиной его избыточных резервов. Это обусловлено тем, что выданные в кредит средства используются клиентами для платежей и перечисляются на счета в других банках, что приводит к соответствующему уменьшению избыточных резервов данного банка. Если же рассматривать банковскую систему, то объем кредитов, выданных входящими в нее банками, может значительно превышать суммарный объем их избыточных резервов. Это происходит вследствие того, что избыточные резервы одного банка, попадая в процессе кредитования и платежей на счета другого банка, увеличивают объем депозитов, а значит и избыточные резервы последнего. За счет этого второй банк, в свою очередь, может увеличить объемы кредитования, что в конечном итоге приведет к увеличению избыточных резервов третьего банка. Так в результате кредитных операций банков происходит многократное расширение депозитов, получившее название кредитно-депозитной (банковской) мультипликации. Таким образом, возникновение механизма мультипликации начинается тогда, когда привлеченные банками свободные денежные средства размещаются в кредиты, используемые кредитополучателями для осуществления необходимых расчетов и платежей. В конечном счёте эти денежные средства оказываются в пассиве другого банка, который за их счет выдает новый кредит. Механизм действия банковского мультипликатора связан с понятием свободного резерва банков.
Свободный резерв банков представляет совокупность ресурсов банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. Активные операции банков ограничены имеющимися ресурсами. Свободный резерв банковской системы формируют резервы отдельных банков, которые определяются по следующей формуле:
Ср = капитал банка + привлеченные ресурсы + кредиты, полученные от центрального банка в рамках рефинансирования + полученные межбанковские кредиты – обязательные резервы – ресурсы, которые уже размещены в активные операции.
Центральный банк может оказывать воздействие на объемы свободных резервов банков через их рефинансирование и изменение нормы обязательных резервов.
Банковский мультипликатор в основном является расчетной величиной и предполагает, что не происходит отток денежных средств из банковского сектора, банки полностью используют свои свободные резервы для осуществления кредитных операций. На практике каждый банк сохраняет некоторый объем свободных резервов, а его клиенты снимают наличные деньги со счетов. Чтобы учесть влияние этих факторов, не устанавливаемых центральным банком, используется формула денежного мультипликатора, который показывает, во сколько раз увеличится предложение денег в экономике в результате прироста денежной базы.
На величину денежного мультипликатора оказывают влияние величина обязательных резервов, решения банков о необходимом им объеме избыточных резервов, мнения вкладчиков о том, сколько им необходимо наличных денег. В связи с этим денежный мультипликатор меньше депозитного, так как в процессе мультипликации практически не участвует та часть депозитов, которую вкладчики превратили в наличные деньги, а также та часть избыточных резервов, которую банки не используют для кредитования. Следует отметить, что нельзя точно рассчитать значение денежного мультипликатора для будущих периодов, так как сложно спрогнозировать поведение всех субъектов экономических отношений.
В то же время можно определить величину денежных мультипликаторов за прошлые периоды. На практике центральные банки определяют коэффициенты фактической мультипликации своих ресурсов в процессе активных операций путем деления объема денежной массы на величину денежной базы. Обычно рассчитывается несколько видов денежных мультипликаторов в зависимости от того, взаимосвязь между какими компонентами денежной массы и денежной базы хотят проследить. В частности, фактический денежный мультипликатор может рассчитываться как отношение широкой денежной массы к денежной базе, как отношение рублевой денежной массык денежной базе, или как отношение широкой денежной массы к чистым внутренним требованиям центрального банка.
Коэффициент монетизации экономики показывает обеспеченность денежного оборота платежными средствами и рассчитывается на основе соответствующих агрегатов денежной массы и объемов валового внутреннего продукта. Обратная величина представляет собой скорость обращения денежной массы.
Монетарной политики
Иерархия монетарных целей
Цели денежно-кредитной политики и отражающие их количественные параметры определяются уровнем и приоритетами экономического развития страны, а также складывающимися внешнеэкономическими условиями.
Цели денежно-кредитной политики можно сгруппировать по определенным признакам:
1) по времени действия: конечные (стратегические, общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические (операционные).
2) по границам действия: внешние (равновесие платёжного баланса, стабильность валютного курса); внутренние (стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения).
Конечные цели денежно-кредитной политики совпадают с общеэкономическими целями: обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса. В свою очередь иерархия целей позволяет наряду с конечными целями последовательно выделять промежуточные и операционные целевые ориентиры, которые определяют отдельные экономические переменные на соответствующих временных интервалах.
Отбор промежуточных целей осуществляется с учетом ряда критериев, включая их согласованность с конечными целями, контролируемость, измеримость, возможность получения центральным банком своевременной и достоверной информации. На состав данных целей, которые могут устанавливаться в рекомендательной форме или в качестве целевого показателя, в первую очередь влияет выбранный режим монетарной политики. В качестве промежуточных целей может выступать обменный курс, показатели денежной массы, процентные ставки, уровень инфляции в стране и т.д.
Тактические (операционные) цели определяют взаимосвязь промежуточных целей и инструментов денежно-кредитного регулирования, выполнение которых достигается посредством ежедневных регулирующих действий центрального банка. В качестве тактических целей с учетом складывающейся ситуации могут использоваться краткосрочные процентные ставки денежного рынка, ликвидность банковской системы, денежные агрегаты и др.
Формирование целей денежно-кредитной политики осуществляется в несколько этапов:
- установление конечных целей в виде контрольных цифр (диапазона изменений) экономического роста, уровня занятости, инфляции, состояния платежного баланса;
- формирование промежуточных целей через выбранные количественные показатели в соответствии с действующим режимом монетарной политики;
- выбор центральным банком операционных целей с учётом используемого трансмиссионного механизма;
- определение системы методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
Банковской системы
Принципы осуществления денежно-кредитного регулирования – это набор правил, соблюдение которых придает монетарной системе устойчивость к внешним и внутренним шокам. Данные принципы могут быть общими для всех стран или специфическими в зависимости от особенностей национальной модели экономики. В качестве основных принципов выделяют следующие:
1. Независимость (политическая, институциональная, материальная) центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти.
2. Транспарентность (прозрачность) денежно-кредитной политики, которая состоит в постоянном информировании о целях и инструментах монетарной политики, публикации статистики и отчетов для минимизации инфляционных и девальвационных ожиданий субъектов рынка.
3. Безусловность денежно-кредитной политики в части выполнения центральным банком официально принятых обязательств, что способствует регулированию шоковых ожиданий субъектов рынка.
4. Централизованное управление системой денежно-кредитного регулирования и проведение единой монетарной политики, осуществляемое центральным банком.
5. Определение задач денежно-кредитного регулирования на основе построения иерархии целей денежно-кредитной политики.
6. Единство и взаимодополняемость денежно-кредитного регулирования другими составляющими государственного регулирования (налоговым, бюджетным, таможенно-тарифным, политикой доходов и др.).
Регулирования
Посредством использования соответствующих методов (способов или средств) денежно-кредитного регулирования центральные банки увеличивают или сокращают доступность банков к ликвидности с учетом складывающейся ситуации в экономике.
Существует следующая классификация методов денежно-кредитного регулирования:
по объему воздействия на рынок:
- всеобщие (на систему в целом);
- селективные (избирательно на отдельные составляющие);
по характеру воздействия:
- прямые (административные);
- косвенные (экономические, рыночные).
При всеобщем воздействии меры центрального банка распространяются на всю банковскую систему, при селективном – на отдельные кредитно-финансовые институты, их группы (или на определенные виды банковской деятельности).
В основе прямых методов учитываютсяадминистративные меры в виде соответствующих директив, указаний центрального банка в части объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. В частности, это касается применения центральным банком квотирования пассивных и активных операций: лимитирования, кредитования и процентных ставок, установления индикативных параметров для банков, лицензирования, портфельных ограничений, использования видов обеспечения кредитов и др.
Административные меры могут дать относительно быстрый временный эффект и поэтому используются, как правило, при дисбалансах в экономике и финансовой системе или недостаточном развитии финансовых рынков.
Центральными банками преимущественно используются косвенные методыденежно-кредитного регулирования,влияющие на денежное предложение и спрос через рыночные механизмы и инструменты, воздействующие на объем и структуру денежной массы, процентные ставки, банковский и денежный мультипликаторы и др. При этом эффективное применение косвенных методов и инструментов регулирования предполагает наличие соответствующих экономических и институциональных условий.
Таргетирования
На денежный оборот
Инфляция представляет собой обесценение денег, которое выражается в росте цен. В качестве важнейших причин и факторов инфляции выступают:
- нарушение макроэкономического равновесия и превышение совокупного спроса над предложением из-за экспансионистской монетарной и фискальной политики;
- рост издержек производства, в том числе и по причине удорожания импортной составляющей из-за увеличения мировых цен или девальвации обменного курса;
- высокий уровень монополизации экономики;
- нарушение соотношения между ростом производительности труда и заработной платой;
- высокие девальвационные и инфляционные ожидания.
В соответствии с количественной теорией инфляционные процессы увязываются с нарушениями денежного обращения вследствие чрезмерной денежной эмиссии, сокращения товарной массы, увеличения скорости обращения денежной массы. В качестве основных факторов инфляции в кейнсианской теории отмечаются экспансионистская бюджетная и денежно-кредитная политика, увеличение издержек производства, монополистическое ценообразование. Монетаристы к основной причине инфляции относят избыточный рост денежной массы.
Что касается стран с переходной экономикой, то дополнительными источниками являются накопленный инфляционный потенциал к моменту либерализации цен, монополизм производителей, неразвитость рыночных институтов и конкурентной среды, необходимость выравнивания цен на энергоносители и другие факторы производства.
Различают следующие основные виды проявления инфляции: открытая и скрытая; ползучая или умеренная, галопирующая и гиперинфляция; инфляция со стороны спроса и инфляция со стороны предложения. При этом одни и те же факторы могут оказывать разное влияние на инфляцию со стороны спроса и издержек. Так, увеличение процентных ставок связывает избыточную денежную массу и, таким образом, способствует сокращению инфляции со стороны спроса, но одновременно ведет к удорожанию кредитных ресурсов и инфляции со стороны издержек производства. В свою очередь, повышение налогов увеличивает доходы бюджета и его сбалансированность, но в то же время более высокие налоги включаются в издержки и цены на продукцию. Что касается форсированного роста заработной платы, то это приводит к инфляции, как со стороны спроса, так и со стороны издержек производства.
Инфляция оказывает различное влияние на отдельные экономические составляющие: потоки и запасы, доходы и расходы отдельных категорий населения и секторов экономики, банковские вклады и кредиты и т.д.
Инфляция способствует ускорению денежного оборота и, таким образом, попытки оживить экономику посредством денежной эмиссии оборачиваются сокращением уровня монетизации экономики, усилением давления на валютный курс. В качестве основных направлений антиинфляционной политики следует отметить меры по ограничению монетарных факторов инфляции, сокращению издержек и ресурсосбережению, по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Монетарной политики
В настоящее время в теории и на практике выделяют несколько основных режимов монетарной политики: таргетирование обменного курса, таргетирование денежных агрегатов, инфляционное таргетирование и проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря. При этом режим денежно-кредитной политики определяется как организационно-управленческий способ достижения центральным банком страны монетарных целей, используя различные каналы трансмиссионного механизма или определенным образом структурированный механизм разработки и реализации монетарной политики. Термин «таргетирование», используемый в названиях трех режимов, означает применение инструментов экономической политики для достижения определенных количественных целевых показателей.
Все режимы монетарной политики направлены на достижение стабильности цен, но отличаются средствами достижения данной цели. Общей чертой всех монетарных режимов является наличие макроэкономической переменной или номинального якоря, к которому привязаны инфляционные процессы. Различие между указанными режимами состоит в направлении монетарной политики на конечную цель как в случае инфляционного таргетирования или промежуточные цели, например, обменный курс или предложение денег. При использовании промежуточных целей связи между промежуточной и конечной целью относительно стабильны или достаточно надежно предсказуемы.
Для монетарных режимов характерны две тенденции. Первая – стремление к установке явных целей монетарной политики (инфляции, денежной массы, обменного курса или их комбинации). Вторая тенденция – быстрый рост числа стран, в которых монетарная политика основана на инфляционном таргетировании, или где оно, по крайней мере, декларируется вместе с другими целями монетарной политики. Эти тенденции наблюдаются как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рынками.
Инфляционное таргетирование
Инфляционное таргетирование направлено на снижение и поддержание на низком уровне цен, отражаемых общим или специально сконструированным индексом инфляции при высокой степени транспарентности и отчетности в формулировании и осуществлении монетарной политики. Цели по инфляции могут устанавливаться определенной величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.
В зависимости от жесткости обязательств центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и наличия дополнительных целевых ориентиров монетарной политики различают три основных режима инфляционного таргетирования: полноценное, смешанное или облегченный его вариант.
Полноценное инфляционное таргетирование (ПИТ) предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на показатель инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность.
Смешанное инфляционное таргетирование (СИТ) позволяет центральному банку наряду с инфляцией принимать ориентиры по другим показателям (как правило, по росту ВВП, а в отдельных случаях по снижению безработицы). Наличие одновременно двух (и более) целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности.
Облегченный вариант инфляционного таргетирования (ОИТ) используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью, развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка. Как правило, эта разновидность инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции. В ходе применения ОИТ проводятся структурные реформы, направленные на развитие финансового сектора страны, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.
Страны, использующие ПИТ и СИТ, имеют значительно более высокий коэффициент монетизации (являющийся обобщающим показателем развития финансовой системы страны), более высокую капитализацию рынка ценных бумаг и более низкие процентные ставки, чем страны, применяющие ОИТ. Высокий уровень развития финансовых рынков помогает проводить монетарную политику посредством косвенных инструментов с использованием краткосрочных процентных ставок в качестве операционных ориентиров.
Введение и использование полноценного режима инфляционного таргетирования предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются:
- законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка;
- соблюдение фискальной дисциплины;
- наличие развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективную трансмиссию мер монетарной политики.
В экономической литературе выделяют ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования в части ответственности центрального банка за ценовую стабильность, повышения адекватности оценки и прогноза инфляционных процессов, гибкого реагирования центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, более высокой транспарентности монетарной политики, сокращения инфляционных ожиданий.
В то же время введение и использование режима инфляционного таргетировния требует решения ряда проблем, включая:
- оценку зрелости всего комплекса экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения данного режима;
- необходимость учета и анализа большего числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов;
- формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами на основе углубления сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления.
Тема 5. Процентная политика
Национального банка
Республики Беларусь
Республики Беларусь
Процентная политика Национального банка является важнейшей составляющей денежно-кредитной политики и представляет комплекс мер по регулированию цены денег в экономике. Посредством изменения стоимости предоставляемых кредитных ресурсов Национальный банк может влиять на объем и структуру денежной массы, спрос и предложение кредитов, межбанковский рынок, уровень ликвидности банков и др.
При осуществлении процентной политики Национальный банк руководствуется определенными целевыми ориентирами:
- поддержание ставок в реальном выражении на положительном уровне;
- обеспечение преимущественной доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях по сравнению с валютными сбережениями;
- формирование ставок по кредитам с учетом расширения их доступности для юридических и физических лиц.
При реализации монетарной политики путем регулирования текущей ликвидности Национальный банк отдает приоритет процентной ставке как ключевому операционному инструменту воздействия на денежную сферу. Основными инструментами осуществления процентной политики являются ставка рефинансирования и ставки по операциям регулирования банковской ликвидности. Ставка рефинансирования Национального банка представляет базовый инструмент по регулированию уровня процентных ставок на денежном рынке и служит сигнальным ориентиром для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.
Национальный банк в зависимости от складывающейся макроэкономической и монетарной ситуации в стране устанавливает процентные ставки по операциям предоставления и изъятия банковской ликвидности: кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, инструментам привлечения средств в депозиты Национального банка, сделкам СВОП (прямым и обратным) и РЕПО (продажи с обязательной последующей обратной покупкой и наоборот).
Ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям, а также предельные уровни ставок по операциям на открытом рынке и ставки по иностранной валюте по операциям на открытом рынке устанавливаются Комитетом по монетарной политике Национального банка по предложениям Главного управления монетарных операций (в части ставок по белорусским рублям) и Главного управления международных операций (в части ставок по иностранной валюте). Процентные ставки вводятся в действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего деятельность соответствующего главного управления.
Цели, принципы процентной политики и прогнозные параметры по основным процентным ставкам денежного рынка определяются в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Ключевыми факторами при проведении процентной политики являются:
- фактический и прогнозируемый уровень инфляции;
- ситуация на внутреннем валютном рынке;
- состояние торгового, платежного баланса и уровень золотовалютных резервов государства;
- ситуация на кредитном и депозитном рынках;
- динамика обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам;
- мировые тенденции на финансовых рынках с учетом возможных последствий для национальной экономики и финансовой сферы.
Тема 8. Валютная политика
Резервных активов
Управление золотовалютными резервами (ЗВР) является важнейшим инструментом регулирования валютного курса и обеспечения своевременных внешнеэкономических расчетов. В качестве критериев достаточности ЗВР используются: трехмесячное покрытие импорта товаров и услуг, полнота обеспеченности денежной базы, соотношение с внешним долгом страны.
Золотовалютные резервы государства следует рассматривать как страховой запас, предотвращающий национальную экономику от разного рода макроэкономических рисков.
Управление государственными золотовалютными резервами является важнейшим элементом валютной политики, проводимой правительством и центральным банком любого государства. Управление золотовалютными резервами состоит из трех основных элементов (формирование, размещение и использование) и направлено на обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.
Основными каналами формирования золотовалютных резервов Национального банка являются: покупка валютных ценностей, доходы от управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов и аккумулирование части валютных доходов государства. Также на уровень резервов оказывают влияние изменения курсов иностранных валют и стоимости монетарного золота, драгоценных металлов и камней, из которых складываются золотовалютные резервы.
Как правило, в странах со стабильной и конкурентной экономикой основным источником золотовалютных резервов является положительное сальдо текущего счета платежного баланса, прежде всего, по товарам и услугам. Что касается стран с транзитивной экономикой, то существенная роль в увеличении резервов принадлежит счету капитала и финансовому счету. При этом наиболее предпочтительными и