Разрастание обучающих кружков

Он основал в Портленде Северо-западный институт по про­блемам Земли, организацию, которая исповедовала принципы умеренной жизни и необходимость заботы об окружающей сре­де путем создания групп по обсуждению этих вопросов в уже существующих учреждениях. Деловые связи Дика Роя позволи­ли ему создать рабочие группы: «Добровольная умеренность», «Глубины экологии», «Как организовать стабильную жизнь» и «Развитие чувства места» во многих крупнейших компаниях Портленда. Он побуждал заинтересованных работников фирм собираться группами человек по десять во время обеденного пе­рерыва и проводить конструктивные беседы, которые, как счи­тал Дик, должны привести к действиям личного, общественного и политического характера.

По прошествии всего лишь семи лет Северо-западный инсти­тут по проблемам Земли уже имеет за спиной удивительный спи­сок достижений:

· более шестисот курсов проведено в частных фирмах (включая таких гигантов, как «Найк» и «Хьюлет-Паккард»), государственных организациях, школах и некоммерческих организациях на северо-западе Соединенных Штатов;

· более семидесяти дискуссионных групп создано в церквях северо-запада;

· организация курсов по оказанию помощи неимущим и фи­лиалов Института по проблемам Земли в тридцати семи штатах помимо северо-запада;

· привлечение 25000 людей к посещению курсов.

Хотя Институт по проблемам Земли имеет теперь большой и постоянно увеличивающийся штат сотрудников, Дик и Джинни по-прежнему работают (полный день) бесплатно. Институт еже­годно проводит для своих работников тренинги, которые всегда проходят весело, под музыку и доставляют участникам много удовольствия.

НАЙТИ ДРУГ ДРУГА

Применение всех обучающих программ, упомянутых в этой главе, начинается с аспирина и куриного бульона. Истина зак­лючается в том, что переход к более простой жизни (исцеление от синдрома потреблятства) происходит легче, если у нас есть поддержка и сочувствие других людей.

В конце 1970-х Дуэйн Элджин проводил для Стэнфордского научно-исследовательского института изучение поведения лю­дей, вставших на путь более умеренной и менее потребительс­кой жизни. Он обнаружил, что эти люди «находились на нижних звеньях пищевой цепи», предпочитая вегетарианскую пищу мяс­ной. Они носили простую удобную одежду, покупали автомоби­ли небольшого размера, эффективно расходующие горючее, и были внимательны к своей «внутренней» жизни — живя осознанно и заботясь о последствиях своих действий.

Элджин опубликовал свои наблюдения в книге «Доброволь­ная умеренность». Но он немного не рассчитал время. Книга выш­ла в 1981 году, как раз тогда, когда Рональд Рейган побуждал лю­дей вернуться к неумеренному потреблению, а социологи обнаружили прослойку молодых богачей из элитных универси­тетов. Теперь Элджин, джентльмен с седой бородой и блестящи­ми глазами, является признанным лидером нового движения за добровольную умеренность. Элджин верит, что изобилие, кото­рым ознаменовались последние несколько лет американской истории, а также «мощь средств массовой информации, кото­рые с помощью рекламы стараются отвлечь нас от реального эко­логического кризиса и сфокусировать наше внимание на шампуне, создают все предпосылки для того, чтобы в любой момент разразилась катастрофа».

Однако он находит в нашем времени обнадеживающие при­меты, которых не было в 1970-е годы, когда делался акцент на умеренный образ жизни. Элджин указывает на стремительный расцвет движения обучающих кружков и на то бесчисленное ко­личество способов, с помощью которых люди, ищущие избавле­ния от синдрома потреблятства, могут контактировать друг с дру-гом: множество новых журналов, некоторые из которых по-настоящему проповедующие этот путь, а некоторые — про­сто поддерживающие; Сообщество сторонников умеренной жиз­ни, предоставляющее полезные Интернет-ресурсы; веб-сайты де­сятков организаций, исповедующих умеренный образ жизни; листы рассылок и чаты; радиопередачи; новые книги, наполнен­ные практическими советами и наставлениями. По словам Элд-жина, десять процентов населения хочет добиться перемен в сво­ей жизни. «Долгое время эти люди считали себя одинокими, но теперь они начинают находить друг друга».

Он считает, что на перемены потребуется время жизни цело­го поколения, и опасается, что именно такое количество време­ни отделяет нас от экологической катастрофы. «Самые передо­вые представители людей, выбравших простую жизнь, — говорит Элджин, — были до этого довольно богатыми. Они знают вкус хорошей жизни и на своем опыте почувствовали, что этого недо­статочно. Теперь они пытаются жить по-другому». По этой при­чине, движение может показаться кому-то элитарным. «Но это не так, — говорит Элджин, — просто, когда богатые люди начинают ограничивать себя в потреблении, это означает, что боль­ше достанется тем, кто не имеет необходимого».

Элджин любит говорить о «законе прогрессивного упроще­ния» Арнолда Тойнби[28]. Элджин просит обратить внимание на то, что величайший британский историк, изучивший взлеты и падения двадцати двух различных цивилизаций, «обобщил все свои знания об их развитии, сформулировав закон: мерой раз­вития цивилизации является ее способность перемещать энер­гетические затраты из области материального в область духа, эс­тетики, культуры и искусства».

Тысячи американцев по всей стране собираются в кружки и группы, чтобы содействовать этому перемещению.

Глава 24 СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Трудно вообразить себе, как можно быть занятым и очарованным одновременно. Чув­ство восхищения заставляет нас остано­виться, задержаться перед лицом того, чем вызвано это восхищение. Вот момент, ког­да не мы делаем нечто, а нечто сделано для нас... Мы замираем перед рокочущим и свер­кающим водопадом в чаще леса и в это вре­мя испытываем чувство глубокого восхище­ния.

Томас Мор. «Новое очарование повседневной жизни»

Река, ручей, луг, лес или болото... Все это первозданные места, где нарушаются гра­ницы между нами и другими созданиями, где у нас под ногтями оказывается земля, и ат­мосфера места проникает сквозь поры кожи.

Роберт Майкл Пайл. «Дерево грома».

В эпоху синдрома потреблятства амери­канская культура проникла внутрь наших домов в виде постоянного стремления к по­вышению комфорта. Представьте себе, как Джанет Джонсон разговаривает со своей соседкой (дело, разу­меется, происходит до капитуляции). «Нам. больше никогда не придется мучиться от жары», — доверительно сообщает она в то время, как по дорожке к ее дому подъезжает мастер по уста­новке кондиционеров. За ним подтягивается грузовичок с деко­ративными растениями, которые предполагается разместить на месте бывшего огорода. Уходя по мягкому газону, трава для которого привезена из Кентукки, Джанет оборачивается и до­бавляет: «Раз уж мы теперь почти не готовим дома, зачем ну­жен сад?»

разрастание обучающих кружков - student2.ru

В 1990-е годы поговорка «Остановись и почувствуй запах роз» опустилась до более циничной «Проснись и ощути запах кофе». У нас больше не осталось времени на общение с природой. Мы научились просто не обращать внимания на эти проклятые розы — пусть о них заботятся специалисты по ландшафтному дизайну.

Эта глава бросает вызов распространенному, хотя и редко осознаваемому убеждению в том, что если вы зарабатываете до­статочно денег, вам не обязательно что-то знать о природе или соприкасаться с ней. Наоборот, мы предполагаем, что чем сильнее ваша связь с природой, тем меньше вы нуждаетесь в деньгах и тем меньше стремитесь их зарабатывать. Если вы хотите нане­сти удар по синдрому потреблятства, то проверенные природные средства могут вам помочь.

ПРОСТО СКАЖИТЕ «ЗНАЮ»[29]

Тридцать четыре процента американцев во время опроса, про­веденного в 2000 году, назвали хождение за покупками своим любимым занятием, и лишь семнадцать процентов объявили в качестве такового пребывание на природе. Стриптиз Лас-Вега­са оценивается людьми как самое лучшее театральное представ­ление в стране. Когда одного четвероклассника спросили, где он предпочитает играть — дома или на улице, он ответил: «Дома, потому что там есть электрические розетки». Другой ребенок проткнул палкой мертвого жука, поясняя своему другу, что ищет в насекомом батарейки, которые, вероятно, сели. Во время по­хода, посвященного поиску источника воды, которую они пьют, ученики средних классов школы, живущие в центре Нью-Йор­ка, были напуганы прохладой, сверкающими в темноте звезда­ми и тишиной гор Катскилл.

«Я думала, картошка растет на деревьях, — призналась недав­но Дэйву одна ученица колледжа, когда тот помогал ей сажать огород на заднем дворе ее дома. — Кажется, мне надо бы поболь­ше знать про то, откуда берется моя еда». Натуралисты убежда­ют нас в необходимости заново познакомиться с окружающим миром: с растениями из наших собственных дворов, с природой местности, в которой мы живем. Это поможет ответить на воп­рос, который подспудно присутствует у нас в уме: «Где же конк­ретно мы находимся?» Можете ли вы идентифицировать не­сколько видов животных, которые живут в вашей местности, а также какие-нибудь из природных явлений, которые там проис­ходят?

Биологический тест
  1. Проследите путь воды, которую вы пьёте, от выпадения осадков до водопроводного крана.
  2. Опишите, какая почва около вашего дома.
3. Назовите основные способы, которыми поддерживали своё существование культуры, жившие в вашей местности в прежние времена.
  1. Назовите пять съедобных растений — уроженцев вашей местности, и время их созревания.
  2. Куда, в конце концов, попадает мусор, который вы выбрасываете?
  3. Назовите пять видов птиц, живущих в вашей местности постоянно, и несколько видов перелётных птиц, которых можно увидеть в ваших краях.
  4. Назовите вымершие виды животных, обитавших когда-то в ваших местах.
  5. Какой дикий цветок зацветает первым в той местности, где вы живёте?
  6. Какие виды камней и минералов можно найти в ваших местах?
  7. Назовите самую обширную из сохранивших первозданный вид территорий в ваших краях.
  Приводится в адаптированном виде по книге «Глубины экологии», авторы: Билл Девалл и Джордж Сешшенз.

Наши рекомендации