Бедный платит дважды - и еще немного

Синдром потреблятства поражает американцев независимо от уровня их доходов, однако его последствия более разрушитель­но сказываются на бедных людях. Прежде всего, бедные часто являются главными жертвами экологических последствий при­менения стратегий производства более дешевых товаров. Ведь они живут большей частью в местах, где уровень загрязнения окружающей среды наиболее высок — вспомним, например, печально известную «Раковую аллею» в Луизиане, где нефтехи­мические компании выпустили в воздух и воду канцерогены, ко­личество которых превысило предельно допустимую концентра­цию.

В то же время значительно повысившийся уровень зарплаты лидеров новой «информационной экономики» привел к ужесто­чению конкуренции на рынке недвижимости, в результате чего цены на жилье стали недосягаемыми даже для людей со средни­ми доходами. Многие вынуждены покидать места, где они и их семьи прожили всю жизнь.

Наконец, бедных дразнят телевизионными программами и рекламой, где перед ними мелькают образы потребительских стандартов, которые считаются типичными для среднестатисти­ческого американца, но достичь которых у бедных людей нет никакой возможности — кроме, быть может, ограбления банка или выигрыша в лотерею.

Фелиция Эдварде, чернокожая американка, мать двоих детей, которая живет в маленькой квартире в Гартфорде, государствен­ном жилом комплексе в штате Коннектикут, беспокоится о том, что ее дети вынуждены носить ту фирменную одежду, которую они видят на других детях в школе. «Эти школы превращаются в показы мод, — говорит она, качая головой. — Существует серь­езное давление со стороны одних учеников на других. Школьни­ки готовы убить друг друга из-за пары кроссовок. Родители ра­ботают на двух или трех работах, чтобы одеть своих детей». Дети самой Фелиции редко докучают ей просьбами о покупке вещей, но когда ее старший сын стал умолять ее купить ему пару крос­совок «Эар Джордане» (Air Jordans), которые он увидел на рас­продаже за 90 долларов вместо 120, она сдалась, хотя сначала ска­зала, что они не могут позволить себе такую покупку. «Мы с его тетей решили, что заплатим за них пополам, — говорит она. — Так что, он получил кроссовки».

Среди наиболее бедных наших граждан очень сильно чувство, что они обделены. Джеральд Селент, социолог, наблюдающий за общественными тенденциями, рассказывает о разговоре, кото­рый состоялся у него с человеком, работающим с молодыми членами преступных группировок. — «Что, по-вашему, является главной причиной всех этих проблем, — спросил Селент. — И он ответил без околичностей: Жадность и материалистичное от­ношение к миру. Эти ребята думают, что их жизнь ничего не бу­дет стоить, если у них не будет самого модного товара, какой толь­ко есть на рынке».

Маргарет Норрис, одна из руководителей клуба для мальчи­ков «Омега», который находится в Сан-Франциско, согласна с этим. Она говорит, что этика молодых людей из малообеспечен­ных семей, с которыми она работает, заключается во фразе «ты должен добывать деньги», причем непременно и любыми спосо­бами. Такое безрассудство часто ведет к преступлению.

«Ну и что, их можно посадить в тюрьму» — вот, казалось бы, ответ нашего общества на сложившуюся ситуацию. В целом уро­вень преступности последние несколько лет все время падал — тенденция, связанная в основном с большим количеством вакан­сий, которое появилось в период экономического взлета. Но Соединенные Штаты уже держат два миллиона своих граждан за решетками тюрем, это самый высокий процент по сравне­нию со всеми остальными государствами мира, показатель, в десять раз превышающий аналогичные показатели стран с са­мой развитой промышленностью. В одной Калифорнии заклю­ченных больше, чем во Франции, Германии, Великобритании, Японии, Сингапуре и Голландии, вместе взятых. В некоторых умирающих промышленных городах, принадлежащих к так на­зываемому «Ржавому поясу», таких, как Янгстаун, шт. Огайо, тюрьмы стали главным источником рабочих мест. Частные ком­пании, такие, как «Исправительная американская корпорация», производят сейчас миллионы приспособлений для карцеров. Со­образительные брокеры с Уолл-стрит делают ставки на «каме­ры для долларов», активно вкладывая деньги в тюремную инду­стрию, недавно перешедшую в частные руки.

ВСЕМИРНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

Шрамы, оставленные синдромом потреблятства на теле аме­риканского общества, теперь воспроизводятся по всему миру по мере того, как все большее и большее число культур копирует американский образ жизни. Каждый день по телевизору показывают, как миллионы людей в развивающихся странах стремят­ся к потребительскому стилю жизни западного образца (не по­казывая при этом уродливых сторон этого стиля жизни), и эти люди жаждут быть принятыми в потребительское общество. Дэ­вид Кортен, автор книги «Когда корпорации управляют миром» когда-то верил, что они могут и должны быть приняты. Кортен был преподавателем по управлению коммерческими предприя­тиями в Стенфорде и в Гарварде, потом работал в Африке, Азии и Центральной Америке, затем в Гарвардской бизнес-школе, за­тем в Фонде Форда и в Агентстве международного развития.

«В моей карьере я концентрировался на тренировке управ­ленческих кадров, чтобы создать эквивалент нашей экономики высокого потребления в разных странах по всему миру, — гово­рит теперь Кортен. — В процессе глобализации вся корпоратив­ная система нацелилась на включение каждой страны в обще­ство потребления. При этом делается очень сильный акцент на то, чтобы повлиять на детей, чтобы с самого начала формировать их систему ценностей и убедить их, что прогресс определяется потреблением».

Сейчас Кортен считает, что, продвигая потребительские цен­ности в развивающихся странах, он, в сущности, распространял вирус синдрома потреблятства. Поскольку его работа и дальше была связана с развивающимися странами, симптомы вируса проявлялись на глазах. Постепенно он начал осознавать, что его усилия приносят больше вреда, чем пользы. «Я увидел, что то, продвижением чего я занимался, не работало и не могло срабо­тать, — рассуждает он теперь. — Жизнь многих людей сдела­лась в результате более трудной. Мы видели, как загрязняется природа, мы видели, как разрушаются культуры и рвется сама ткань общества».

Синдром потреблятства, болезнь необузданного потребления, распространяется по миру, пропасть между богатыми и бедны­ми становится все шире, и то, что на теле американского обще­ства выглядит худо-бедно прикрытыми шрамами, в других мес­тах оказывается открытыми гнойными ранами.

Мрачные лачуги Рио соседствуют с золотыми песками пля­жей Копакабаны и Ипанемы. Роскошные торговые центры Ма­нилы находятся недалеко от «Коптящей горы», огромной мусор­ной кучи, где тысячи отверженных людей живут, находясь в зависимости от того, что им удастся раскопать среди мусора.

Вирус завладел всеми - от роскошного отеля «Шератон» до самых жалких трущоб.

Одна пятая мирового населения - а это миллиард человечес­ких существ - живет в нищете, медленно умирая от голода и болезней. Миллионы других людей отчаянно нуждаются в боль­шем количестве материальных благ. Но если они начнут потреб­лять в тех же масштабах, что и мы, результатом будет экологи­ческая катастрофа.

Нам жизненно необходимо создать миру другой образец для подражания, и побыстрее.

Наши рекомендации