Риски, связанные с инвестициями в акции
Кроме внутреннего риска, присущего данной конкретной акции, существуют и множество внешних рисков, распространяющихся на весь рынок акций.
Под экономическим риском понимается опасность замедления темпов экономического роста, которое может привести к снижению стоимости вложений в акции из-за ухудшения финансовых результатов деятельности компаний-эмитентов.
Процентный риск связан с изменением процентных ставок. Их повышение негативно отражается на динамике рынка акций по нескольким причинам. Во-первых, удорожание кредитных ресурсов ограничивает для компаний возможность дальнейшего роста и увеличения прибыли. Во-вторых, рост процентных ставок делает более выгодными вложения в другие инвестиционные инструменты, например, облигации, что вызывает переток инвестиционных ресурсов с рынка акций.
Рыночный риск. Как всякий рынок фондовый рынок подчиняется законам цикличного развития - фаза роста сменяется фазой спада, за которой вновь следует оживление и рост. Поэтому нужно быть готовым к значительным колебаниям на рынке. Однако, как показывает практика, в долгосрочном периоде стоимость вашего портфеля будет увеличиваться.
Риск, связанный с деятельностью компании-эмитента. Стабильность прибыли компании определяется множеством фактором, среди которых компетентность управляющих, наличие конкурентных преимуществ высокого порядка (например, использование в процессе производства передовых технологий), сильные позиции на рынке, обширная клиентская база и т.д. Взвешенный анализ компании-эмитента является важнейшим моментом при принятии решения о покупке ее акций.
Финансовый риск связан с финансовым состоянием компании-эмитента. Оценка его уровня производится на основе анализа финансовой отчетности, и в частности, состояния существующей задолженности: как изменилось долговое бремя компании за прошедший год, каковы источники заимствованных ресурсов и как компания намерена их возвращать.
Наконец, можно отметить информационный риск, связанный с обнародованием нелицеприятной информации о компании, что может вызвать резкое падение котировок. США имеют самое развитое законодательство о ценных бумагах и самые жесткие требования к эмитентам в отношении отчетности и полного раскрытия информации перед держателями их акций. Главной целью государственного регулирования в этой области является поддержание доверия инвесторов, ведь рынок ценных бумаг - рынок доверия, где добросовестность и честность эмитентов и посредников считаются высшими ценностями.
Поиск андеррайтера
Первая эмиссия акций компании, которые будут предложены широкому кругу инвесторов, получила название первичного публичного размещения (Initial Public Offering, IPO). Компания, которая решает стать публичной, должна начинать действовать как акционерное общество открытого типа по крайней мере за два года до фактического осуществления IPO, что прежде всего подразумевает ведение на постоянной основе финансовой отчетности и разработку бизнес-плана.
Первым шагом на пути осуществления IPO обычно является поиск компанией-эмитентом инвестиционного банка, который будет исполнять роль консультанта и дистрибьютора - андеррайтера (Underwriter). Однако компания, намеревающаяся осуществить привлечение капитала через выпуск акций, совсем необязательно должна прибегать к услугам инвестиционного банка, и нигде в законодательстве это обязательство не закреплено. Существует возможность осуществить размещение акций напрямую инвесторам, без посредничества андеррайтера (Direct Public Offering).
В большинстве случаев компания-эмитент все-таки решает воспользоваться посредничеством инвестиционного банка, и существует несколько вопросов, которые стороны должны обговорить и согласовать: сумма привлекаемых средств, тип ценных бумаг, которые будут эмитированы, их цена и особые характеристики, размер и порядок оплаты услуг андеррайтера. Если по этим основным вопросам удалось достигнуть договоренности, инвестиционный банк соглашается принять на себя функции посредника между компанией и внешними инвесторами.
С андеррайтером могут быть заключены два вида соглашений: (1) твердое обязательство (Firm Commitment) и (2) приложение максимальных усилий (Best Efforts agreement). Твердое обязательство предполагает, что инвестиционный банк соглашается на покупку у компании всего нового выпуска ее акций и на дальнейшее их размещение среди инвесторов. Подписывая такой договор, андеррайтер гарантирует выплату эмитенту определенной суммы и несет весь риск, сопряженный с размещением выпуска. Если инвестиционному банку не удается перепродать купленные у компании-эмитента бумаги, его обязательство заплатить компании оговоренную сумму остается в силе. С подписанием второго типа договора андеррайтер соглашается сделать все возможное для продажи новых акций инвесторам, но при этом не гарантирует получение эмитентом всей ожидаемой от размещения выпуска суммы.
Когда компания осуществляет публичное предложение своих ценных бумаг, она обязана следовать положениям Закона о ценных бумагах 1933г. (Закона о полном раскрытии информации, Full Disclosure Act). Инвестиционному банку - андеррайтеру необходимо представить в КЦББ регистрационную заявку (registration statement, S-1). В этом официальном документе должна быть отражена информация о деятельности компании-эмитента, биографические сведения о высших должностных лицах и директорах компании, количество акций, находящихся во владении у инсайдеров, полная финансовая отчетность, включая уровень существующей задолженности, указание целей, на которые предполагается использовать привлеченные ресурсы, судебные процедуры, в которых участвует компания (тяжбы, исковые заявления о нарушении антитрастового законодательства или авторского права и т.п.).
Период ожидания
После представления в КЦББ заявки начинается период ожидания (Quiet Period or Cooling Off Period), когда новый выпуск находится "на регистрации". В это время Комиссия проверяет соответствие представленных компанией сведений положениям Закона о полном раскрытии информации. Если от КЦББ получено одобрение, выпуск может быть предложен широкому кругу инвесторов. Если же Комиссия отклонила заявку, она направляет эмитенту письмо-отказ (Letter of Deficiency), в котором извещает его обо всех неясных моментах и несоответствиях.
В период ожидания регистрации инвестиционный банк пытается разогреть интерес инвесторов к новому выпуску, распространяя предварительный проспект эмиссии (Preliminary Prospectus) . Цель данного документа - ознакомить потенциальных инвесторов с компанией-эмитентом. Большая часть сведений, публикуемых в предварительном проспекте, соответствует содержанию регистрационной заявки: описание компании и предлагаемых ею ценных бумаг, финансовая отчетность за последние пять лет, органы, регулирующие ее деятельность, целевой рынок и сравнительная характеристика конкурентов, структура управления компании, предполагаемые направления использования привлеченных средств. Цена предложения, по которым новые бумаги будут продаваться инвесторам, и дата получения одобрения КЦББ не отражаются в предварительном проспекте, так как они не известны в период ожидания регистрации. Обычно цена предложения определяется в день получения от КЦББ одобрения регистрационной заявки, что позволяет скорректировать ее в соответствии с текущими рыночными условиями.
В период ожидания менеджмент компании не может разглашать информацию о выпуске, выходящую за рамки того объема сведений, который содержится в проспекте эмиссии. Правило 134 Закона 1933г. содержит ограничения в отношении рекламы нового выпуска и определяет информацию, которая может быть сообщена широкому кругу инвесторов в период прохождения выпуском регистрации. Она включат название эмитента, характер ценных бумаг и общий объем выпуска, краткое описание деятельности компании и др.
После изучения предварительного проспекта клиенты инвестиционного банка, заинтересованные в покупке бумаг нового выпуска, передают своему фондовому брокеру (работающему в этом инвестиционном банке) так называемые "проявления интереса" (Indication of Interest). Инвестор до официального начала IPO не может отдать брокеру приказ на покупку. Единственно, что он может сделать - подтвердить свой интерес. Чем больше от инвесторов получено "подтверждений интереса", тем выше потенциальный успех выпуска, и тем легче инвестиционному банку правильно определить изначальный спрос и оптимальный уровень цены предложения новых ценных бумаг.
Перед получением одобрения КЦББ между инвестиционным банком и компанией-эмитентом должна пройти "встреча с должным усердием" (Due Diligence meeting). Стороны должны прояснить все появившиеся на тот момент спорные и неясные моменты и констатировать, что в период ожидания никаких изменений в процедуре выпуска не произошло.
По получении одобрения Комиссии новые ценные бумаги могут быть предложены широкому кругу инвесторов, кроме того, это момент для выпуска окончательного варианта проспекта эмиссии. Он почти повторяет предварительный проспект, но еще содержит указание на цену предложения и дату получения одобрения КЦББ и отпечатан полностью в черном цвете.
Факторы риска
Язык проспекта достаточно сложен, так как обычно этот документ составляется профессиональными юристами. Кроме того, его общий тон достаточно негативен, так как компания-эмитент должна предоставить инвесторам полную и правдивую информацию, без прикрас и заманчивых обещаний, чтобы не вводить их в заблуждение. Целый раздел в проспекте - "Факторы риска" - посвящен описанию моментов, могущих нарушить планы компании и отрицательно отразиться на перспективах ее деятельности.
Ниже приводится перечень предостережений, на которые потенциальному инвестору стоит обратить внимание.
Инвестиционный банк, выбранный в качестве андеррайтера. Функции посредника при проведении IPO требуют значительного опыта и знаний, поэтому большой плюс, если на титульной странице проспекта указан хорошо известный банк с солидной репутацией, что сразу вселяет доверие.
Последние результаты деятельности. Чаще всего здесь приводятся финансовые результаты деятельности за последний квартал.
"Продающие акционеры". Обычно считается плохим знаком, если значительную часть выпуска, предлагаемого к размещению, составляют акции "старых" акционеров, которые желают их продать. Это не только означает, что компания не получит денег от продажи данных акций, но и рождает подозрение: почему существующие акционеры, несмотря на объявленные блестящие перспективы компании, стараются избавиться от своих акций. Для инвесторов оказывается предпочтительной ситуация, когда после окончания размещения значительный пакет акций остается в руках у инсайдеров.
Использование средств. Следует обратить внимание на то, намерена ли компания использовать значительную часть привлеченных через IPO средств на погашение существующей задолженности или выплату высоких дивидендов "старым" акционерам. Это будет означать, что новые акционеры инвестируют в прошлое компании, а не в ее будущее. Также возникают подозрения, если компания пишет в проспекте, что намерена направить привлеченные финансовые ресурсы на "общекорпоративные цели". Лучше, если есть конкретные идеи по использованию средств - поглощение, проведение рекламной компании, прирост основного капитала, осуществление научно-исследовательских разработок и т.п.
Снижающиеся доходы. Если доходы компании на протяжении последних лет постепенно снижались, это нехороший признак. Прибыли компании, которая решает стать публичной, должны расти значительными темпами, даже замедление темпов роста является настораживающим знаком. Снижение операционной прибыли означает, что операции компании становятся все менее доходными. Однако, если компания действует в быстроменяющейся и высококонкурентной отрасли, часто существует необходимость пожертвовать прибылью ради, например, увеличения своей рыночной доли.
Дефицит оборотных средств. Это происходит, если обязательства компании или ее долги превышают активы, но эта ситуация должна быть объяснена и исправлена по завершении размещения выпуска.
Другие финансовые трудности. Об их наличии можно судить после изучения баланса компании и отчета о прибылях и убытках. Должны найти объяснение такие момента, как более быстрый рост товарно-материальных запасов и кредиторской задолженности по сравнению с динамикой доходов, значительные процентные платежи и непредвиденные расходы.
Опора на одного крупного клиента или единственного поставщика, потеря которых может подкосить весь бизнес.
Конкуренция. Следует обратить внимание на наличие серьезных конкурентов в той же отрасли, в которой действует компания-эмитент, и на характеристику ее конкурентных преимуществ и рыночной доли.