Рынок: условия и принципы функционирования, функции, структура, основные элементы.
это система организационно-эк-х отн-ний, осуществляющаяся ч/з куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере произ-ва, распределения, обмена и потребления. Рынок-обязательный эл-т товарного произв-ва. Условия возникновения товарного произв-ва: общественное разделение труда, обособленность товаропроизводителей, обмен. Для того чтобы товар. произ-во приняло форму рынка необходимы доп. усл-я: многообразие форм собст-ти, демократизация (все уверены в его буд. развитии), свобода выбора продавцов и покуп-ей. Функции рынка: 1.информационная: ф-я позволяет провести анализ различ. рода эк. показ-ей для принятия реш-ий предпринимателями как эфф-но орг-ть бизнес: ур-ня цен, % ставки, доходности, ср. з/п и т.д. 2.регулирующая: ч/з рынок осущ-ся регул-е общественного произв-ва что, как и для кого произв-ть;3.посредническая: ч/з рынок устан-ся связь произво-лей и потреб-ей.4.стимулирующая: на рынок поступает только та прод-я, которая м/б раскуплена по ценам, покрывающим издержки, т.е. ч/з рынок происходит учет з-т на произ-во.5.ценообразующая: цена колеблется под влиянием спроса и предложения.6.контролирующая: рынок дифференцирует производителей: развитие эффективных фирм и разорение неэффективных. Положит. стороны рынка:р-к быстро реаг-ет на нужды потреб-лей; р-к способствует внедрению новых технологий: снижению из-к и увел-ю прибыли; р-к дает свободу произв-лям и потреб-ям и может удовл-ть самые разнообраз. Потребности. Отриц. стороны рынка:не гарантирует права на труд и доход; удовл-ет нужды тех, кто имеет деньги;не созд-ет стимулы для произ-ва товаров коллективного польз-я (спорт, образ-е);Структуры р-ка – это внутреннее строение отдельных эл-ов р-ка. Стр-ру р-ка классиф-ют по разн. критериям:1. по эк. назначению: р-к товаров и услуг, р-к ср-в произв-ва, р-к труда, инвестиций, цен. бум., финансовый р-к.; 2.По георграф. полож-ю: местный, региональный, национальный, мировой; 3.По степени ограничения конкур-ции: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный; 4.По отраслям: автомобильный, зерновой и т.д.; 5.По хар-ру продаж: оптовый и розничный.; 6.По месту созд-я продукта: внутренний и внешний. Осн. эл-ты рын. эк-ки:Производители и потребители;Субъекты хозяйствования, обладающие эк. обособленностью: дом. хоз-ва, фирмы, гос-во.;Цены; Спрос и предложение;Конкуренция
12. Издержки, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
Стоимость товаров показывает, во что обходится произ-во товара обществу (это издержки производства для общества). В зависимости от влияния увеличения объемов произ-ва издержки делятся на постоянные и переменные: 1) постоянные издержки(FC) - сумма, которая в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации (к ним относятся оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию и т.д.) FC должны быть оплачены даже если продукция не производится вообще. 2) переменные издержки (VC) - издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объемов производства и РПРУ (з/п, сырье, топливо, энергию, транспорт). Переменными издержками производитель может управлять путем изменения объемов производства.3) валовые издержки (ТС) - сумма постоянных и переменных издержек: TC=VC+FC. ТС с каждой новой единицей продукции увеличивается на ту же величину, что и сумма переменных издержек.4) средние издержки (АТС) - это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции: АТС=TC/Q. Средние постоянные и переменные: AFC=FC/Q, AVC=VC/Q, ATC=AFC+AVC. Средние издержки важны для определения прибыльности: если цена равна средним издержкам, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует. Если цена меньше средних издержек, то фирма несет убытки и может обанкротиться. Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.5) предельные издержки (МС) - это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции: МС=∆ТС/∆Q. фирма расширяет производство, если дополнительная единица продукции обходится ей дешевле, чем ее продажная цена, до тех пор, пока МС не сравняется с ценой продукции. В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные издержки. Бухгалтерские издержки - это фактический расход факторов произ-ва на изготовление опред количества продукции по ценам их приобретения. Но одни и те же ресурсы можно использовать в различных альтернативных целях. Поэтому имеются затраты упущенных возможностей, или альтернативные издержки. Альтернативные издержки - та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов. С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.Внешние издержки - это денежные затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии "со стороны", т.е. поставщиков, не входящих в состав предприятия. Внутренние издержки - это неоплаченные издержки собственный и самостоятельно используемый ресурс.
13. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риск в предпринимательстве.
А.Смит характеризовал предпр-ля как собственника, идущего на эк-кий риск ради реализации коммерч идеи и получения прибыли. В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан,объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Признаки: 1) полная самост-ть субъектов и их полная ответ-ть за дело; 2) готовность к риску; 3) практичность и деловитость; 4) ориентация на достижение наивысших результатов при рациональном и эффективном использ-нии ресурсов; 5) нестандартность мышления и действий; 6) экономич, политич, правовая культура и компетентность. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства м.б. частные лица, ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и гос-во. Объектами м.стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
В завис-ти от содержания деятельности различают виды предпринимательства:1. Производственное предпр-во - это такое, в кот-м осуществляется произ-во товаров, услуг, информации, дух-х ценностей. Фун-я произ-ва в этом виде предпр-ва - основная.2.Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с произв-ом продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения, если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.3.Финансовое предпринимательство - разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь явл деньги, валюта, ценные бумаги. Посредническое предпринимательство проявл в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.4.Страховое предпринимательство - особая форма финансового предпр-ва, закл-ся в том, что предпр-ль получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпр-ский доход.Предприниматель явл центральной фигурой в бизнесе, ставит своей задачей соединение всех факторов произ-ва в процессе, у него зарождается первоначальный толчок к произ-ву и он изыскивает средства для претворения идеи в жизнь. На деятельность предпринимателя можно смотреть с 2 сторон: с индивидуальной и общественной. 1-я сводится к получению max прибыли. 2-я: деятельность предпр-ля связана с изучением потребностей общества и их удовлетворением. Следовательно, он выполняет и общественную функцию, его деятельность необходима, труд предпринимателя участвует в создании продукции (гос-во богато, если 5-7% населения - предприниматели). Составные части предпринимательства: 1) менедж-т (совок-ть принципов, методов, ср-в и форм упр-я произ-вом для Óприбыли);2) маркетинг (изучение рынка и воздействие на спрос); 3) экономико-правовой аспект (соблюдение хозяйственных законов); 4) этика предпринимательства. Предпр-кая деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Риск - вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Различ несколько видов риска: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный и процентный. Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности. Как правило, риск страхуется в учреждениях, занимающихся страховым предпринимательством. Риск можно измерить разными методами: - статистическим, при кот-м изуч-т стат-ку потерь в прошлом и дел-т прогноз на будущее; - экспертным, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;-расчетно-аналитическим, базирующимся на матем-их приемах.