Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Методы изменения форм собственности.

Собственность -система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов произ­-ва. Присвоение - конкретный общественный способ овладения вещью. Собственность и присвоение имеют внутренние законы. Их - два. 1-ый - закон собствен­ности на предмет своего труда. На базе первого закона собственности функционирует натуральное и простое товарное производство. Собственность на созданный предмет выступает при таком присвоении как непосредственно возникающая из труда ее вла­дельца. Это трудовая собственность. Преобразование трудовой частной собственности в капитал происходит на основе перехода 1-ого закона собственности во 2-ой - закон собственности на продукт чужого труда. Исторически известны две формы собственности - общая и частная. Они различаются м/у собой ур-ем обобществления, характером, формами и способами присвоения. Присвоение всегда осуществляется в интересов тех или иных субъектов. Если произ-во осущес-ся в интересах частных лиц, то налицо частная собственность (частное присвоение). Если произ-во осущест-ся в интересах группы-коллективное присвоение. Если пр-во функ-рует в интересах общества-общественное присвоение (общественная собственность). Образуются различ виды общей и частной собственности. Частная собственность может быть единичной (индивид.), совместной (делимой и неде­лимой), общей частной собственностью, доведенной до уровня ассоциации, гос-ва, транснац монополии. Общая собственность м.б. представлена на уровне семьи (д/х), об­щины,ассоциации, гос-ва, общества (народа).Переход одного вида в другой: семейная собственность может переходить из совместной в долевую (выделили долю сыну) и наоборот (собственность жены - приданное влилось в общую собств-ть); отдельные объекты этой собственности могут быть в совместном пользовании (дом, квартира), а другие в обособленном, индивидуальном (автомобиль мужа). Если различия между видами собственности доходят до состояния противополож­ности, взаимопереход исключается - он означал бы уже разрушение самой формы собст­венности. Пример: приватизация означает не переход, а преобразование общенародной собственности в частную собственность, то есть смену формы. Имеется и третий вид присвоения - смешанная собственность, когда имущество обра­зовано за счет денежных и иных взносов участников. Гос собственность - это такая система отношений, при которой управле­ние и распоряжение объектами собственности осущ-ют представители гос власти. Коллективная собственность - система экономич отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами произ-ва. Национализация - это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность гос-ва. Национализа­ция имеет различное социально-экономич и политич содержание. Приватизация - это передача гос-ой или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например, аренда гос-го имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; м.б частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осущ-ся в виде денационализации и реприватизации.Денационализация - представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. Реприватизация - это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, как правило, не сопровождается актами гос власти.Приватизация явл частью более широкого процесса - разгосударствления эконо­мики. Разгосударствление - переход от государственно-директивного регулирования произ-ва к его регулированию на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударст­вления: меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной; меняются экономич роль и функции гос-ва: гос-во перестает быть субъ­ектом хозяйствования; гос-во начинает регулировать экономич процессы не через директивы, через изменение экономич условий жизни; обязательные государ­ственные задания уступают место системе государственных закупок; гос-во снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется гос-ая монополия во внешнеэкономич деятельности.



Наши рекомендации