Проблема развития рынка интернет-брокерских технологий.

Реализация конкурентных преимуществ в технологии обслуживания клиента требует от брокерской компании внедрения новейших средств автоматизации подразделений, участвующих в обслуживании клиента: фронт и бэк-офиса, депозитария, риск менеджмента. Кроме того, помимо необходимости постоянной новации в самой технологии обслуживания клиентов, требуется непрерывная модернизация программного обеспечения системы Интернет-трейдинга, модификация ее технического оборудования. Это выражается в необходимости изменения организации структуры и кадрового состава обеспечивающих подразделений; внутренних технологических документов компании; договорной базы и т. д. Необходимость значительных дополнительных финансовых вложений, обусловленных вышеприведенными факторами, заставит многих Интернет-брокеров, прежде всего мелких и средних, не имеющих возможностей для существенного инвестирования в поддержание собственной конкурентоспособности, пересмотреть стратегию своего развития. Весьма вероятен такой сценарий развития событий, при котором для многих компаний единственным способом сохранения своего бизнеса будет либо переход на брокерское обслуживание к банкам или крупным компаниям, предоставляющим услуги Интернет-трейдинга с обеспечением безопасности в соответствии с требованиями рынка, либо слияние с другими игроками данного рынка. Этот вид бизнеса неизбежно усложняется и требует все больших финансовых вложений при постоянно уменьшающейся отдаче. Со значительной долей вероятности в недалекой перспективе этот процесс приведет к уменьшению количества брокеров, применяющих в своей деятельности собственную торговую систему. Разумеется, речь идет о ведении рентабельного бизнеса, и «карманные» брокеры, работающие с узкой группой клиентов, всегда будут в относительной безопасности. Но они, как правило, мало интересны широкому кругу клиентов.
Основная проблема небольших Интернет-брокеров заключается в отсутствии у них возможности использовать самые современные средства автоматизации технологического процесса обслуживания клиента, существующие на рынке. Сочетание необходимости минимизировать накладные расходы на ведение одного клиента с задачей максимального улучшения качества предлагаемых услуг достигается только при совместном применении следующих мер:
1) использование нескольких систем Интернет-трейдинга, когда недостатки одной компенсируются достоинствами другой (в условиях отсутствия лучшей системы по всем возможным критериям);
2) снятие с себя технической нагрузки в части поддержания работы программно технических средств и разработки новых конкурентных преимуществ в системах Интернет-трейдинга.
Руководитель брокерской компании должен учитывать все вышеперечисленные факторы и соизмерять планируемые доходы с возможными расходами.

Интернет-трейдинг.

Суть Интернет–трейдинга заключается в следующем: брокер являет-

ся номинальным держателем ценных бумаг клиента, и открывает ему

доступ к своим торговым терминалам, подключенным к торговым системам и биржам. Доступ к системам брокера осуществляется по сети Интернет, и клиент может отдавать распоряжения по сделкам в режиме реального времени. Осуществляя сделки, клиенты получают отчеты от брокеров. Сами сделки регистрируются на биржах, а ценные бумаги реально меняют владельцев в расчетных депозитариях.

Приобретение ценных бумаг, признанное во всем мире наилучшим

способом вложения свободного капитала, благодаря Интернет–

технологиям стало доступно сегодня всем желающим. Спрос на интерактивную торговлю растет с каждым днем.

Трейдинг в сети привлекает потенциального инвестора, прежде все-

го внешней простотой совершения сделок и низкими тарифами на услуги Интернет–брокеров. Работа на бирже через Интернет позволяет за короткий промежуток времени самостоятельно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализ, прогнозы) в любой точке земного шара. Интернет–трейдинг предоставляет возможность любому человеку принимать участие в торговле ценными бумагами, не затрачивая при этом время на обучение и получение статуса профессионального участника рынка ценных бумаг.

Как на Западе, так и в России все больше профессиональных участников фондового рынка (банков и брокерских компаний) осваивают новое перспективное направление развития своей деятельности.

Для России годом становления рынка Интернет–трейдинга стал 2000

год, когда на ММВБ впервые начал функционировать шлюз для торговли акциями через Интернет. Уже в июне 2000 года 41% оборота фондовой секции ММВБ приходилось на Интернет–трейдинг, в 2004 году обороты составили 60%. Эти цифры продолжают неуклонно расти, и на сего- дняшний день ММВБ является самым большим и ликвидным рынком, доступным Интернет–инвестору. Рынок Интернет–трейдинга в России активно развивается. Выросло качество услуг, прежде всего за счет расширения перечня доступных клиентам операций и сервисов. Современные системы Интернет–трейдинга, помимо стандартных возможностей получения котировочной информации, простой аналитики и выполнения заказов на покупку и продажу акций, все чаще комплектуются такими возможностями, как встроенный технический анализ, экспорт информации в специальные программы анализа данных, маржинальное кредитование, автоматизация торговых и бухгалтерских операций, расчетные операции, онлайн–консультации со специалистами.

Примечательно, что, проявляя активность в области Интернет–трейдинга, российские банки (составляющие половину отечественных Интернет–брокеров) наглядно демонстрируют изменение стратегических установок кредитных организаций, происходящее в настоящее время. Интернет–трейдинг ориентирован прежде всего на массового частного инвестора, располагающего относительно небольшим капиталом. И, несмотря на то, что в России этот сегмент инвесторов еще далеко не массовый, интерес к нему со стороны банков свидетельствует об их готовности бороться за это перспективное направление.

Как любая деятельность, торговля ценными бумагами по Интернет имеет свои преимущества и недостатки19.

Преимущества:

− самостоятельное управление собственными активами;

− интернет-трейдинг дает участнику электронных торгов те же

возможности, которые имеет брокер, обладающий доступом к торговому

терминалу биржевой системы;

− низкие комиссионные онлайновых брокеров. Этот фактор не в

последнюю очередь влияет на увеличение объема операций на рынке;

− интернет-трейдинг позволяет обслуживать сколь угодно удаленных от брокера клиентов, что увеличивает технологические возможности

брокера по привлечению большого количества клиентов из различных регионов страны;

− удобство и простота доступа.

Недостатки:

− снижается роль брокера как консультанта и управляющего портфелем клиента;

− необходимость самостоятельного управления своими активами;

− реальная возможность быстро потерять свои активы;

− наличие различных видов рисков, присущих Интернет-трейдингу

(брокерский риск – риск сбоя, перегрузки или отключения сервера брокера, что может вызвать невозможность ликвидации позиции вовремя и привести к убыткам; технологический – риск ошибочного осуществления действий, противоположных желаемым; провайдерский – риск обрыва связи с провайдером).

В 2001 году завершился период становления рынка электронного брокера, а также сформировался стандарт современной Интернет– брокерской системы, которая имеет следующие особенности20: для клиента:

− работа на всех основных торговых площадках;

− ведение в режиме он-лайн портфелей активов;

− автоматическое маржинальное кредитование;

− высокая скорость работы;

− управление денежными средствами и ценными бумагами;

− поддержка заявок с отложенным исполнением;

− развернутая отчетность и аналитика;

− информационный сервис (новости, аналитика рынка);

− немедленное исполнение заявок на бирже;

− различные каналы доступа к информации. для брокера:

− интеграция с адаптированным к обработке большого количества сделок в режиме реального времени бек–офисом;

− развитая система риск–менеджмента, без которой риски предоставления маржинального плеча становятся слишком большими.

1. Фундаментальные понятия рынка ценных бумаг.
2. Виды ценных бумаг: общая характеристика.
3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: общая характеристика.
4. Эмитенты и инвесторы на рынке ценных бумаг: общая характеристика.
5. Информационная инфраструктура фондового рынка: общая характеристика.
6. Виды сделок и операции с ценными бумагами: общая характеристика.
7. Эмиссия ценных бумаг.
8. Депозитарно-клиринговая инфраструктура.
9. Виды корпоративных ценных бумаг в РФ.
10. Роль первичного рынка ценных бумаг в экономике развитых стран.
11. Правовая основа функционирования рынка ценных бумаг РФ.
12. Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования экономики и государственных расходов.
13. Фондовые биржи РФ.
14. Фондовые биржи зарубежных стран.
15. Акции: экономическая сущность, виды и особенности.
16. Порядок эмиссии ценных бумаг в РФ.
17. Биржевые фондовые индексы: виды, характеристики, методология расчетов.
18. Глобализация и проблемы развития международного рынка ценных бумаг.
19. Структура современного рынка ценных бумаг (западная и российская модели).
20. Организация контроля за деятельностью фондовой биржи.
21. Облигации и рынок облигаций.
22. Срочные сделки на фондовой бирже и порядок их проведения.
23. Производные ценные бумаги (деривативы): виды и характеристики.
24. Тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ в 21 веке.
25. Инвестиционная политика банков на рынке ценных бумаг.
26. Инвестиционная политика небанковских кридитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг.
27. Международные ценные бумаги: виды и особенности обращения.
28. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг: виды, особенности, операции.
29. Первичный (внебиржевой) рынок ценных бумаг (западная и российская модели).
30. Самофинансирование предприятий и рынок ценных бумаг: структура источников и количественные соотношения.
31. Кассовые сделки на фондовой бирже.
32. Виды государственных ценных бумаг в РФ.
33. Национальные особенности первичных рынков ценных бумаг развитых стран Запада.
34. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в развитых странах Запада.
35. Основы фундаментального и технического анализа.
36. Особенности развития рынка ценных бумаг в РФ в 90-е годы.
37. АДР и ГДР.
38. Российские депозитарные расписки.
39. Листинг: сущность и порядок проведения.
40. Вексель: экономическая сущность, виды и особенности.
41. Неэмиссионные финансовые инструменты.
42. Коммерческие ценные бумаги: общая характеристика.
43. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в РФ.
44. Взаимосвязь и взаимозависимость рынка ценных бумаг с другими сигментами финансового рынка.
45. Операции коммерческих банков с ценными бумагами.
46. Брокерские и дилерские операции.
47. Биржевые кризисы.
48. Иностранные инвесторы на российском фондовом рынке.
49. Риски на рынке ценных бумаг.
50. Российские ценные бумаги на международном финансовом рынке.
51. Проблема развития рынка интернет-брокерских технологий.
52. Интернет-трейдинг.

Наши рекомендации