Тема № 30 Коммерческая концессия
План
1. Понятие и элементы коммерческая концессия
2. Содержание коммерческая концессия
Методические рекомендацииПо договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав.
Предмет – исключительные права, в том числе право на фирменное наименование и коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вопросы для семинарского занятия:
1.Охарактеризуйте договор коммерческой концессии (франчайзинг). Понятие договора. Цели коммерческой концессии. Стороны договора. Пользователь. Субпользователь. Предмет договора. Понятие исключительных прав правообладателя. Объекты исключительных прав. Понятие «комплекса исключительных прав». Понятие «коммерческого обозначения правообладателя», его отличия от «фирменного наименования». Форма договора, последствия несоблюдения формы. Регистрация договора. Виды регистрации. Связь действительности договора с его государственной регистрацией. Существенные условия договора. Цена договора. Сроки по договору, их значение пи порядок определения. Отличие договора коммерческой концессии от иных видов договорных обязательств.
2.Охарактеризуйте права и обязанности правообладателя. Обязанность передачи комплекса права, ее содержание. Обязанность регистрации договора. Обязанности консультативного и технического содействия. Обязанность контроля качества товаров (работ, услуг).
3.Охарактеризуйте права и обязательности пользователя. Обязанность комплекс полученных исключительных прав, ее содержание. Обязанность выплаты правообладателю вознаграждения. Обязанность соответствия качества производимых товаров (работ, услуг). Обязанность оказать дополнительные услуги. Запрет на передачу права. Обязанность предоставления субконцессий. Порядок пересдачи прав и обязанностей правообладателя.
4.Ограничение прав сторон. Основание ограничений. Ограничения, которые могут быть признаны недействительными, их содержание. Ограничения, включение которых в договор запрещено (ничтожные ограничения) их содержание.
5.Особенность по договору коммерческой концессии. Особенности взаимной ответственности участников обязательства. Субсидиарная ответственность правообладателя за действия пользователя перед третьими лицами. Основания ответственности.
6.Охарактеризуйте прекращение договора коммерческой концессии. Односторонний отказ от договора, заключенного без указания срока. Односторонний отказ пользователя, его основания. Прекращение принадлежащих правообладателю прав. Смерть правообладателя. Объявление правообладателя или пользователя несостоятельными. Иные случаи прекращения договора. Последствия досрочного прекращения договора. Изменение исключительных прав по договору, права пользователя. Продление (пролонгация) договора, права пользователя. Последствия нарушения прав пользователем правообладателя к заключению договора коммерческой концессии. Возмещение убытков.
Нормативный материал.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 54
Учебная литература:
см. тему 1
Дополнительная литература.
2. Вацковский Ю.Ф. Международный франчайзинг: Оформление договорных отношений.//Право и экономика 1997г. - N2 - стр. 44.
3. Доронина Н.Г. К вопросу о правовой природе концессионных соглашений. // Право экономика - 1997 г. - N 1 - с.47.
4. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ//Хозяйство и право. - 1997. - N 12.
- Кабалкин А.Ю. Граданско-правовые договоры в России. Общие положения: учеб. пособие / А. Ю. Кабалкин. - М. : Юрид. лит., 2002. - 224 с.
Малышева О.А. Договор коммерческой концессии / О. А. Малышева
// Право и экономика. - 2007. - №11. - С.26-36. - Муравьева К.М. Соотношение понятий "концессия" и "коммерческая концессия" / К. М. Муравьева // Законодательство и экономика. - 2007. - №8. - С.18-22.
- Михайлова Ю.П. Договор коммерческой концессии и часть четвертая Гражданского кодекса РФ / Ю. П. Михайлова// Государство и право. - 2007. - №9. - С.101-105.
8. Медведев А. Франчайзинг - коммерческая концессия.//Хозяйство и право 1997г. - N 9. - стр.70-71.
8.Новосельцев О. Франчайзинг: История развития, правовое регулирование, оценка //Финансовая газета - май 1999 г.- N 21.
9. Новосельцев О. Оценка коммерческой концессии//Хозяйство и право. – 2001. - № 3. – с. 99 – 115.
II Тест-контрольные задания
Вариант 1. Стороны договора коммерческой концессии:
- некоммерческие организации, юридические лица;
- юридические лица, коммерческие организации;
- предприниматели и коммерческие организации;
Вариант 2. Форма договора:
- только письменная;
- устная;
- письменная и устная.
III Практические задания по теме№30 (задачи, задания)
Задача
Две организации заключили между собой договор коммерческой концессии, оговорив, что технологии, которые по данному договору одна сторона обязана предоставить другой, являются коммерческой тайной. Эти технологии не были подробно прописаны в самом договоре, а содержались в отдельном соглашении. Из-за возникшего по договору спора одна из организаций обратилась в арбитражный суд. При этом в открытом судебном заседании данной организацией (являющейся пользователем по договору коммерческой концессии) были предоставлены и подробно расписаны технологии, содержащие коммерческую тайну, ходатайство о проведении закрытого судебного заседания в связи с предоставлением суду информации, содержащей коммерческую тайну, ею не подавалось. Правомерны ли действия данной организации?
Задания к теме№30
Составить проект договора коммерческой концессии