Финансы в годы Октябрьской революции, Гражданской войны и нэпа
С победой Октябрьской революции Советская власть приступила к последовательному осуществлению экономической и финансовой программы.
Были аннулированы внутренние и внешние долги царского и Временного правительств. Созданы комитеты цен для регулирования прибылей в частной торговле.
Все рабочие и служащие за счет взносов предприятий были охвачены системой социального страхования, была также введена система социального обеспечения.
В 1918 г. был установлен контроль за деятельностью всех страховых организаций, а Декретом от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Акционерные общества были ликвидированы, а их имущество национализировано.
Одной из первоочередных задач Советской власти стало построение новой финансовой системы. Для этого необходимо было централизовать все финансовые отношения в государстве, экспроприировать денежные накопления буржуазии, перейти от контрибуций, налагаемых на буржуазию, к налоговой системе, основанной на прогрессивно-подоходном и поимущественном обложении доходов и заработков. Была введена трудовая повинность.
В январе ¾ феврале 1918 г. Наркомфин разработал Временные правила составления и рассмотрения смет на первое полугодие 1918 г., положив этим начало организации бюджетного дела в советском государстве.
Вследствие тяжелого состояния экономики, не налаженности работы нового финансового аппарата первые бюджеты советского государства приходилось строить по полугодиям. Первый полугодовой бюджет на январь ¾ июнь 1918 г. был сформирован с большим дефицитом, который составлял 66,6% к итогу расходов. Главным источником его покрытия в то время могла служить только эмиссия бумажных денег. Хотя в новом бюджете еще велики были затраты на военные нужды, но в нем уже были предусмотрены ассигнования на восстановление промышленности, сельского хозяйства, а также значительные суммы на культурные потребности. Более 2/3 суммы на социально-культурные мероприятия составляли расходы на просвещение.
Вполне понятно, что в первом советском бюджете не было таких статей расходов, стоявших в бюджете царской России на первом месте, как содержание Министерства императорского двора, царских канцелярий, ведомства Святейшего синода. Были и упразднены и некоторые статьи доходов бюджета, например доходы по государственным внутренним и внешним займам, доходы от выкупных платежей с бывших крепостных крестьян.
Финансовая политика того времени была направлена на экспроприацию имущества буржуазии, обеспечение ресурсами общегосударственных и местных нужд на базе единого государственного бюджета.
В тяжелых условиях гражданской войны советское государство вынуждено было принимать жесткие финансово-экономические меры. Централизм в руководстве хозяйством позволил быстро мобилизовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Сметно-бюджетное финансирование предприятий и организаций стало основным методом взаимоотношений промышленности и государства. Для хозрасчетных отношений в тот период не было экономических предпосылок.
В условиях непрекращающегося обесценения валюты возникла необходимость введения натурального налога. В октябре 1918 г. ВЦИК принял Закон о натуральном налоге. Ставки налогообложения зависели от числа членов семьи, количества десятин посева и голов скота.
Продразверстка, введенная Декретом от 11 января 1919 г., означала обязательную сдачу крестьянами всех излишков продовольствия и фуража в соответствии с планом, который утверждался центром для каждой административно-территориальной единицы. Этот план доводился как твердое задание до каждого крестьянского двора.
В условиях острой нехватки товаров и резкого обесценения денег снижалась роль денежной заработной платы и применялась натуральная оплата труда. Натурализация хозяйственных отношений обусловила ликвидацию системы государственного страхования.
Гражданская война требовала больших средств для оснащения и содержания Красной Армии. Такие средства нельзя было получить за счет обычных государственных доходов. Поэтому Декретом от 30 октября 1918 г. Правительство ввело единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Цель налога ¾ изъять денежные накопления у «капиталистических элементов». Налог строился по раскладочной системе, т. е. установленная на губернию сумма распределялась по городам, уездам и волостям, где устанавливались размеры налога уже для отдельных хозяйств.
В первые годы гражданской войны взимались подоходный и промысловый налоги, а также пятипроцентный сбор со зрелищ в фонд обеспечения семей красноармейцев. Дальнейшая натурализация хозяйственных отношений резко понизила значение налоговых поступлений. В начале 1921 г. взимание денежных налогов было приостановлено. Одновременно местные бюджеты слились с общегосударственными, а все расходы местных Советов покрывались из общегосударственных средств в порядке сметного финансирования.
Снабжение рабочих, служащих, армии и обеспечение государственной промышленности сырьем и материалами осуществлялось в натуральной форме.
Переход к новой экономической политике означал процесс денатурализации хозяйственных связей, переход к широкому использованию товарно-денежных отношений, развертывание финансовых и кредитных связей в народном хозяйстве. Важная роль в решении этих задач отводилась налоговой политике. Одним из главных рычагов ограничения накоплений «капиталистических элементов» в первый период нэпа были прямые налоги.
Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. все натуральные налоги были объединены в единый натуральный налог. Была увеличена прогрессия обложения кулачества.
Крупнейшим прямым налогом, введенным в период нэпа, являлся промысловый налог. Взимался он с государственных, кооперативных, а также частных торговых и промышленных предприятий и состоял из патентного и уравнительного сборов.
Помимо промыслового налога государственные, кооперативные и частные предприятия уплачивали налог с грузов, перевозимых по железнодорожным и водным путям; налог со строений, ренту с городских земель и др.
В 1922 г. государство ввело подоходно-поимущественный налог, чтобы усилить регулирование доходов различных групп населения. Он должен был охватить все источники доходов. Этот налог был разделен на два платежа: основной и дополнительный. Основной подоходный налог исчислялся по твердым окладам, дополнительным налогом по прогрессивным ставкам облагалась совокупность доходов, превышающая определенный размер. В 1924 г. прогрессия подоходного налога на трудовые доходы была усилена. С 1923 г. подоходный налог стали уплачивать государственные и кооперативные организации.
Кроме прямых налогов в годы нэпа применялась система косвенного налогообложения в виде акцизов. Акцизы представляли собой систему накидок к цене предметов потребления и оплачивались при покупке товаров (в основном потребляемых состоятельными слоями населения).
Новая экономическая политика создала условия для восстановления государственного страхования.
Государство через государственные займы и сберегательные кассы использовало сбережения населения для экономического развития. Был выпущен ряд внутренних займов.
Государственный бюджет на 1923/24 хозяйственный год впервые был составлен в твердой советской валюте ¾ в червонных рублях и стал реальным бюджетом. Дефицит бюджета в сумме 196,6 млн руб. (10,2%) покрывался за счет эмиссии.