Характеристика основных налогов и особенности налоговой системы Российской Федерации
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период формирования основ рыночной экономики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку налогового законодательства, экономический и социальный кризис в стране ¾ все это повлияло на становление налоговой системы. Она создавалась главным образом на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому отечественная налоговая система по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала распространенным в мировой экономике. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый 27 декабря 1991 г., определил структуру и общий механизм функционирования налоговой системы, перечень налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обозначил права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, установил трехуровневую систему налогообложения. Налоговая система стала представлять собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных.
По отношению к ВВП налоговые сборы составляют немного ¾ по различным оценкам, от 20 до 30%, тогда как в зарубежных странах этот показатель достигает более высоких значений (до 40-50% в Германии, Франции, Бельгии, Швеции и др.).
Особенностью налоговой системы Российской Федерации является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.
Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость(НДС), влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы, обеспечение стабильного источника доходов в бюджет, систематизация доходов. Основная функция НДС ¾ фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах разных стран неодинакова. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах ¾ 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России ¾ 50,0%.
Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Круг плательщиков НДС очень широк: все организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица; предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов в качестве объекта налогообложения определена не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг. Объектом налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами. С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе. Ставки налога в Российской Федерации составляют 0,10 и 18%. В перспективе за НДС сохранится важная роль. При этом планируется провести снижение ставки НДС в 2008 г. до 16%.
Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы. Это старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являются прежде всего предметы массового спроса, это и предопределяет существенную фискальную роль данных налогов. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были, по существу, неотъемлемой частью налога с оборота. В ходе налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были «восстановлены в правах» и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В Налоговом кодексе Российской Федерации акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.
Акцизы представляют собой разновидность косвенных налогов, однако они имеют ряд специфических черт.
Во-первых, акциз ¾ индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС ¾ универсальный косвенный налог).
Во-вторых, объектом обложения акцизами является оборот по реализации (либо оприходование) только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями. Следовательно, из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги.
В-третьих, акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере (а НДС ¾ в сфере производства и обращения).
Инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные (ввозные)и экспортные (вывозные). Основные цели их установления ¾ рационализация товарной структуры ввоза и защиты отечественного товаропроизводителя, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров.
Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и бывают следующих видов:
адвалорные, т. е. начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.
Особенность налоговой системы Российской Федерации заключается в преобладании в структуре прямых налогов доли налогов, уплачиваемых юридическими лицами. В зарубежных странах основу составляют подоходные налоги с физических лиц.
Основным прямым налогом, взимаемым с организаций, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что роль прибыли в условиях рыночной экономики существенно возрастает, она становится главным источником государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Основное назначение налога на прибыль организаций ¾ стимулирование развития определенных сфер и видов деятельности, обеспечение стабильных инвестиционных процессов в сфере производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и наращивание капитала.
С 2002 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу и уменьшенная на величину произведенных расходов (экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Ставка по налогу на прибыль организаций была снижена с 35 до 24%. Вместе с тем были отменены практически все налоговые льготы, действовавшие ранее. Рассмотрим положительные моменты с точки зрения налогоплательщиков, предусмотренные главой 25 НК РФ:
¨ включение в состав расходов затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также на освоение природных ресурсов;
¨ возможность списания на расходы затрат (практически без ограничений) на рекламу, расходов на все виды обязательного и большую часть добровольного страхования;
¨ изменение механизма амортизационных отчислений;
¨ увеличение срока, в течение которого организация может возместить полученные убытки, с 5 до 10 лет и некоторые другие.
Принципиальные изменения в налоге на прибыль связаны с введением налогового учета.
По мнению представителей Правительства РФ и Государственной Думы, основные задачи реформы налога на прибыль ¾ это расширение налоговой базы за счет легализации значительной части доходов предпринимателей теневого сектора экономики и, как следствие, увеличение налоговых доходов бюджета.
Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 6 июня 2005 г. вводятся новые изменения и дополнения в главу 25 НК РФ, сильно влияющие на порядок исчисления налога на прибыль и применения льгот этому налогу.
Прямое налогообложение предприятий и организаций дополняется налогом на имущество организаций, цель введения которого ¾ стимулировать производительное использование имущества организаций. Вместе с тем данный налог рассматривается в качестве стабильного доходного источника региональных и местных бюджетов, поскольку объект налогообложения не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности и поэтому практически не подвержен колебаниям. Сумму налога исчисляют исходя из среднегодовой стоимости имущества. Конкретные ставки устанавливаются региональным законодательством. Предельный размер ставки не должен превышать 2,2% налогооблагаемой базы.
Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для защиты и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Эти налоги должны оказывать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального потребления минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки. В настоящее время в России сложилась следующая система платежей за природные ресурсы: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, плата за лесопользование (лесной доход), земельный налог, плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Фискальное значение этих платежей существенно повысилось за последние годы.
Отметим, что налог на добычу полезных ископаемых, введенный с 2002 г., заменил платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.
Значительный размер в налоговых платежах организаций занимает единый социальный налог(ЕСН), введенный главой 24 НК РФ с 2001 г. и призванный унифицировать налоговую базу для уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, обеспечить единый порядок ее определения для налогоплательщиков и снизить общий размер отчислений в фонды (была введена регрессивная шкала ставок). С 1 января 2005 г. максимальная ставка налога снижена до 26% при налоговой базе до 280 тыс. руб. Основное предназначение этого налога состоит в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации прав граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Действующая шкала ставок по налогу пока не способствует выведению из тени реального фонда оплаты труда. Довольно сложен расчет налога, не сократился документооборот организаций при исчислении ЕСН.
Удельный вес ЕСН в налоговых доходах федерального бюджета Российской Федерации составляет в среднем 10%.
Необходимо отметить, что налоги, уплачиваемые юридическими лицами, распределяются крайне неравномерно, поскольку теневой сектор (в котором создается, по разным оценкам, от 25 до 40% ВВП) вообще не платит никаких налогов. Основными законопослушными налогоплательщиками среди юридических лиц являются крупные промышленные предприятия.
Существенную роль в налоговой системе Российской Федерации играют налоги с физических лиц. Центральное место среди них занимает налог на доходы физических лиц, которым облагается совокупный годовой доход физических лиц. С помощью этого налога государство должно стремиться решать такие задачи: обеспечивать достаточные денежные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов, помогать наименее защищенным категориям граждан. Благодаря налогу должно происходить перераспределение части высоких доходов в пользу нуждающихся категорий населения в интересах общества в целом для того, чтобы можно было некоторым образом сгладить степень неравенства в доходах.
Налогообложение доходов граждан в Российской Федерации претерпело кардинальные изменения с 1 января 2001 г. в связи с введением главы 23 НК РФ. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налоговой нагрузки за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, отказа от прогрессивных налоговых ставок и введения минимальной налоговой ставки 13% по доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей. По ставке 35% облагаются денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычайно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям, т. е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, работ, услуг. Доходы, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются поставке 30%. Наиболее низкая ставка в размере 6% (с 1 января 2005 г.¾ 9%) установлена по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций физическими лицами ¾ налоговыми резидентами Российской Федерации.
Значительно увеличен размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Теперь разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование (по оплате получения образования самим налогоплательщиком и его детьми) и на медицинское обслуживание, в том числе на приобретение медикаментов. При этом законодательством установлено ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Итак, налогооблагаемая база (облагаемая по ставке 13%) уменьшается на доходы, не подлежащие налогообложению (перечисленные в НКРФ), и на размер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов.
Высока фискальная роль данного налога в формировании доходов региональных и местных бюджетов.
Наиболее состоятельные граждане ¾ собственники строений (помещений) уплачивают также налог на имущество физических лиц. Этот налог дополняет подоходное налогообложение, регулируя имущественную состоятельность граждан. С 2000 г. ставки по нему дифференцируются в зависимости от стоимости совокупного недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица. В перспективе должна заметно усилиться их фискальная и социальная роль.
Недостатки налоговой системы связаны с несовершенством законодательной базы, например:
¨ с многочисленностью нормативных документов и частым несоответствием между законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения, и законами других отраслей права, имеющими отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
¨ с нестабильностью налогового законодательства, не позволяющей предпринимателям видеть перспективу своей деятельности, жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства.
Действующая с 1992 г. налоговая система Российской Федерации первоначально выполняла свою роль. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными. На протяжении последних лет в законодательство о налогах ежегодно вносились изменения, но они не затрагивали основ налоговой системы, которая в результате стала тормозом экономического развития страны. Поэтому возникла необходимость качественного реформирования действующей налоговой системы. Для этого нужно не устранять недостатки существующей налоговой системы, а принять Налоговый кодекс Российской Федерации в полном объеме с учетом всей системы налоговых отношений в Российской Федерации.