Учет операций по расчетному и валютному счетам
Страховые организации могут открывать в банках расчетные и текущие счета. Расчетный счет является основным счетом страховой организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня как в наличной, так и в безналичной формах. Для открытия расчетного, текущего и иных счетов страховая организация представляет в банк следующие документы:
§ заявление на открытие счета по установленной форме;
§ свидетельство о регистрации страховой организации либо его копия, заверенная нотариально;
§ устав с отметкой о регистрации;
§ дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
§ карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета в двух экземплярах.
Обособленным структурным подразделениям страховой организации (филиалам, представительствам) для открытия счетов требуется представить в банк несколько другие документы. При реорганизации страховой организации или изменении названия все документы для переоформления счета в банке представляются заново.
Если в течение трех месяцев на счете страховой организации в банке не было движения, то он закрывается. Закрытие счета производится и в других случаях: по заявлению владельца счета, по решению собственников страхового общества, при переходе на обслуживание в другой банк, при ликвидации страховой организации, в случае непредставления в месячный срок новых учредительных или регистрационных документов.
Между банком и страховой организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, предусматриваются: стоимость открытия расчетного счета, услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, сумма наличного денежного обращения, а также проценты, выплачиваемые банком клиенту за пользование его средствами на счетах.
Специальные счета в иностранной валюте открываются страховой организацией при представлении в банк тех же документов, что и для открытия расчетного счета. Порядок функционирования специальных счетов в иностранной валюте определяется нормативными документами Национального банка.
Прием и выдача наличных денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, формы которых утверждены Национальным банком. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать обязательные реквизиты: номер, наименование, месяц выписки, номер и наименование банка плательщика, наименование плательщика, наименование получателя, назначение платежа, сумму платежа, подписи должностных лиц, оттиск печати. Банк принимает документы от страховой организации в течение операционного дня и проводит по своему балансу в этот же день.
Безналичные расчеты в страховой организации могут быть организованы по-разному: в зависимости от местонахождения получателя и плательщика, характера и содержания операций, системы взаимного контроля и т.д. Совокупность способов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков представляют собой форму расчетов. В настоящее время страховые организации осуществляют свои расчеты платежными требованиями, платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, зачетом взаимных требований, путем бесспорного списания средств, чеками из чековой книжки, расчетными чеками, банковскими пластиковыми карточками. Форма расчетов определяется договором между плательщиком и получателем.
На валютных счетах могут осуществляться следующие операции:
• поступление страховых премий в иностранной валюте;
• выплата страхового возмещения в иностранной валюте;
• возврат страховых премий в иностранной валюте;
• расчеты в иностранной валюте по операциям сострахования и перестрахования;
• вложения иностранной валюты в уставный фонд страховой организации резидентами и нерезидентами;
• операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Страховая организация в установленные банком сроки получает от него выписки из расчетного, валютного и иных счетов с приложенными копиями документов, на основании которых зачислены или списаны средства. Выписка банка обрабатывается бухгалтером в день поступления, на ее полях проставляется корреспонденция счетов, всесторонне и тщательно проверяются приложенные к ней документы. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей в регистры бухгалтерского учета.
Синтетический учет операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банке ведется, на активных счетах 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета», 55 "Специальные счета в банках".
Таблица 2