Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
В комментируемой статье рассматривается структура бюджетной системы РФ. Она состоит из трех уровней. По сравнению с прежними законодательными актами основное изменение состоит в том, что в состав бюджетной системы включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширенное толкование ввелось в БК РФ впервые. Можно сказать, что авторы БК РФ определили три уровня бюджетов и бюджетную систему РФ, состоящую из трехуровнего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система в РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется посредством норм права.
В бюджетную систему РФ входят бюджеты трех уровней:
- к первому уровню относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень состоит из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Денежные средства, находящиеся в бюджетной системе РФ, в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет использования средств, привлеченных на возвратной основе через внутренний или внешний кредит. Из налогового законодательства следует, что под доходами, полученными за счет налогов, следует понимать федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также сюда можно отнести штрафы и пени. Доходы с налогов закрепленные за бюджетами соответствующего уровня и бюджетами государственных внебюджетных фондов, считаются собственными доходами бюджетов. БК РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Одной из наиболее важных и основных проблем для РФ стала проблема нехватки денежных средств, необходимых для решения всех государственных задач, проблем и реализации планов. Чтобы обеспечить выполнение наиболее важных направлений деятельности государства по аналогии с зарубежным опытом, стали создаваться внебюджетные фонды.
Средства внебюджетных фондов формируются за счет специально установленных обязательных платежей юридических и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в соответствии с целями, для которых они были учреждены.
Внебюджетный фонд - это денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, которые нужны для реализации необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а именно: на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Наряду с внебюджетными фондами существуют также бюджетные целевые фонды.
Целевым бюджетным фондом является фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:
- в материальном аспекте бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый государством либо его территориальными образованиями и обеспечивающий выполнение функций органов власти и управления соответствующей территории;
- в экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов;
- как правовая категория бюджет - это основной финансовый план соответствующей территории.
Бюджет как в целом для РФ, так и для территориальных единиц играет значительную роль, через него реализуется региональная и национальная политика, за его счет происходит развитие международных связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов предназначены для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).
Бюджетное устройство в Российской Федерации.
Бюджетное устройство определяется БК РФ. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство-, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Бюджетная системаРФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы РФ.
В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или, местных органов.
Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются:
единство;
принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
самостоятельность бюджетов;
принцип полноты отражения доходов и расходов;
сбалансированность;
эффективность и экономность использования бюджетных средств;
принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласность;
достоверность;
адресность и целевой характер бюджетных средств.
22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих
на территории страны.
Бюджетное устройство – это организационные принципы построения
бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных
государствах бюджетная система включает в себя 2 звена: госбюджет и местные
бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х
звеньев: госбюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов федерации, доходы и расходы
которых не входят в госбюджет.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и
бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Развитие российской бюджетной системы шло параллельно с проведением
экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России,
предусматривающая ее значительную децентрализацию, поддерживалась принятием
ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических
принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов
управления.
В бюджетную систему РФ включаются федеральный бюджет, бюджеты республик в
составе РФ, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов, сельских районов, городов, районов в городах, поселков и
сельских населенных пунктов. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на
соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет
РФ (см. рис.1).
Рис.1. Структура консолидированного бюджета РФ.
Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998 г., расширил понятие бюджетной
системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетный
кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования
бюджетной системы РФ:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
3. реальности, достоверности бюджета;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
8. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
9. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
10. адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее принципы организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также
порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы
состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и
полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ,
государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений
по решению законодательных (представительных) органов государственной власти
и местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия либо внутри
законодательного (представительного) органа государственной власти,
либо между законодательным (представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в следующем:
• праве законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
• наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной
системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
• законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов, полномочий по
формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством РФ;
• праве органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов;
• недопустимости изъятия доходов, дополнительно полученных при
исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов
над расходами бюджетов и сумм экономии по последним;
• недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших при
исполнении законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с
изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует
положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы
и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или
наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том,
что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть
увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых
бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы РФ, получивших
отражение в Бюджетном кодексе РФ, можно сказать, что важность и
обязательность их реализации определяется необходимостью выполнения
возложенных на государство экономических и социальных функций и
прогнозирования темпов развития каждого субъекта РФ, а следовательно, и
России в целом.