Социальная защита и поддержка
Социальная защита и поддержка
Населения.
Ч |
ем тяжелее ситуация в той или иной стране, чем сильнее наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, тем меньше возможности у правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.
Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, необходимый людям.
Если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно увеличить ввоз товаров из-за рубежа, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.
Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся.
Социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. При этом следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и накопленное богатство, имущество. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей.
Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.
Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к инфляции.
Социальное обеспечение и
Социальная помощь.
С |
уществуют различные виды стабильной государственной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения, и это не связано непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня.
Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, и они не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность.
Пенсии выплачиваются за счет средств государственного пенсионного фонда (ПФР), образуемого из отчислений предприятий и организаций и частично за счет госбюджета.
По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные (негосударственные) пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения.
Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе, и в оказании услуг, создаются дома престарелых..
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода страны к рыночной экономике неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины.
Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.
Государство оказывает помощь безработным в виде
- выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице.
- затрат на обучение безработных или помощь им в овладении новой специальностью,
- оплата «больничного листа» в случае заболевания безработного,
- оказание материальной помощи семье безработного, если она попала в тяжелое материальное положение.
Социальная реабилитация.
С |
лово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости.
Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших. Особенно печально известен в этом отношении сталинский период советской истории, когда миллионы людей были без всяких отношений лишены свободы, имущества, прав, стали переселенцами, потеряли работу, несли на себе клеймо ложных обвинений.
Это и жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова. Продолжаются локальные военные действия разного масштаба, результатом которых являются огромные потери жизней, здоровья людей, имущества и ценностей. И снова в их жернова попадают безвинные люди, которые затем нуждаются в реабилитации.
Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только частичная компенсация потерь, обусловленных аварией на Чернобыльской атомной электростанции, поглотила многие сотни миллиардов рублей.
В результате землетрясений, оползней, затоплений, других стихийных бедствий страдают десятки тысяч людей, нуждающихся затем в социальной реабилитации.
Нуждаются в реабилитации инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредности производства.
В результате межгосударственных, межнациональных конфликтов появляются миллионы вынужденных переселенцев, нуждающихся в социальной реабилитации.
Всем этим «без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать всемерную помощь, стремясь сделать все возможное для полной социальной реабилитации пострадавших.
Социальная благотворительность.
В |
обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях - это забота государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье. Но никакое государство не в силах само выделить столько средств, чтобы справиться со всеми социальными проблемами. Всегда за чертой обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способны эффективно помочь только ближние, проявляющие сострадание к нуждающимся, способные глубже понять, что же им нужно.
Поэтому социальная благотворительность проявляется в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим тем, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением.
Забота об окружающей среде
Как социальный процесс.
Л |
юди живут в природном окружении, без которого была бы невозможной сама жизнь. Им жизненно необходимы:
- земля, на которой строят, сеют,
- вода, которую они пьют, в которой моются, купаются, которой обогревают жилища, охлаждают, орошают земли, -- воздух, которым они дышат, природные богатства, используемые в производстве и потреблении.
Экология и жизнь связаны между собой узами, которые становятся более и более тесными. Человек, стремясь к лучшей жизни, настолько безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь от этого стала намного хуже и опасней.
Поэтому актуальнейшая социальная задача состоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в нее, и тем, что мы даем природе, насколько охраняем, защищаем, восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений.
Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в государственном и местном бюджетах, бюджетах предприятий.
Обычно последствия пренебрежительного отношения к природе проявляются не сразу. Те, кто допускает вредные выбросы в воздушную среду, загрязняет отходами почву и воду, не склонны воспринимать свои действия как наносящие ущерб жизни и здоровью людей. Лишь когда обнаруживаются тяжелые социальные последствия таких действий, общество поднимает тревогу.
Охрана и восстановление окружающей среды рассматриваются как составная часть социальной экономики и социальной политики.
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦ. ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
Областные и местные учреждения соц. защиты семьи и детей предоставляют комплекс соц. услуги детям и родителям. Они изучают проблемы и нужды малообеспеченных, неполных, многодетных, неблагополучных семей, планируют и организуют их обслуживание, обеспечивают контакт с государственными органами, от которых зависит решений проблем подопечных, доводят до населения информацию о возможностях службы, о помощи ей со стороны государства.
Примерная схема: семья --- школа --- органы опеки и попечительства при городском (районном) отделе образования--- инспекция по делам н\летних ОВД --- комиссии по делам н\летних и защите их прав при администрации города (района) --- детские приюты – школы-интернаты различного уровня --- дома малютки --- детские дома --- центры помощи семье и детям – негосударственные, конфессиональные, частные службы помощи и поддержки --- благотворительные фонды --- детские больницы --- приюты для беспризорных детей --- центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей --- специальные школы (ПТУ) закрытого типа для лиц, совершивших противоправные действия до достижения ими возраста уголовной ответственности - телефоны доверия --- психологическая помощь.
14.04.94 г. Минсоцзащиты РФ утвердило Примерное положение о территориальном Центре соц. помощи семье и детям. Это учреждение гос. системы соц. защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в соц. поддержке.
Центр в своей структуре может иметь такие подразделения:
- отделения первичного приема,
- отделения информации, анализа и прогнозирования,
- отделения социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи,
- отделения профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.
Задачи Центра:
- выявление соц. неблагополучия конкретных семей и детей,
- предоставление конкретных видов услуг семьям, нуждающимся в соц. помощи,
- привлечение государственных и неправительственных организаций.
Услугами Центра могут воспользоваться:
- семьи неполные, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные,
- дети в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию,
- дети, осиротевшие и оставшиеся без попечения родителей,
- дети с отклонениями в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды,
- взрослые граждане (беременные женщины, кормящие матери, опекуны и попечители, усыновители и др.),
- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦ. ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕНСИОНАРОВ
Нормативная база для соц. работы с пожилыми людьми в РФ -- ФЗ «Об основах соц. обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г.
Пожилым людям оказываются след. соц. услуги:
- соц.-бытовые,
- соц.-медицинские,
- соц.-правовые
- материальная помощь,
- соц. адаптация и реабилитация пожилых.
В центрах дневного пребывания пожилым предоставляется бесплатное питание, мед. помощь, организация культурного досуга (экскурсии, празднования юбилеев, Дней пожилого человека и др.), оказывается помощь нуждающимся в обеспечении жильем, в помещении пенсионеров в дома престарелых и др.
Основные принципы работы с пожилыми людьми – уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Это помогает развивать их внутренние резервы, способствующие самореализации и самозащите. При этом важны знания геронтологических и психологических особенностей возраста, принадлежность клиента к определенной соц. службе.
Соц. защиту осуществляют:
- дома престарелых,
- отделения ночного и дневного пребывания,
- больницы и отделения для хронических больных,
- отделения соц. помощи на дому и др.
В домах престарелых имеются:
- комнаты для проживания пенсионеров, медицинский кабинет, библиотека, помещение для клубной работы, столовая, сдача вещей в прачечную и химчистку, помещения для трудовой деятельности. Комнаты пожилых должны быть оборудованы круглосуточной диспетчерской связью с администрацией, мед. персоналом, должна быть телефонная связь.
Гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
При производстве ежемесячной выплаты Пенсионный фонд РФ:
- разъясняет гражданам нормы законодательства,
- принимает заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами,
- дает оценку сведениям, подтвержденным представленными документами, и правильности оформления этих документов,
- регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета,
- принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, производит ее перерасчет,
- производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие счетной ошибки
Граждане могут обратиться в территориальный орган ПФР в любое время после возникновения права на нее, подав заявление со всеми необходимыми документами.
Выплата назначается со дня обращения за ней. Решение об этом выносится не позднее 10 дней со дня приема всех документов.
Для обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение гос. соц. помощи.
Федеральный регистр этих лиц содержит такую информацию:
- страховой № индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования,
- Ф.И.О., а также фамилию, которая была у человека при рождении,
- дату рождения,
- пол,
- домашний адрес,
- серию № паспорта или удостоверения личности, дату выдачи этих документов, на основании которых в указанный регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа,
- дату включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение гос. соц.
помощи,
- категорию, к которой относится гражданин (пенсионер, ветеран ВОВ и т.д.),
- реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к этой категории,
- иные сведения.
На оплату предоставления гражданину набора соц. услуг направляется 705 ру. В месяц, в т.ч.
- на оплату лекарств, изделий медицинского назначения
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
29.03.1996 г. в Москве подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией. Главная цель Договора – создание Сообщества интегрированных государств. Задачи Сообщества:
- последовательное улучшение условий жизни людей,
- защита прав и свобод личности,
- формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем,
- разработка минимальных стандартов соц. Защиты граждан и др.
Реализация этих задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Возникает необходимость правового регулирования этих процессов, обеспечения соц. Защиты мигрантов и членов их семей.
13.03.92 г. принято Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, по которому Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств или бывшего СССР за период до 123.03.92 г.
Документы, необходимые для назначения пенсии и выданные на территории участников СНГ и государств, входящих в состав СССР до 1.121.91 г., принимаются без легализации.
Документы, оформленные на иностранных языках, подлежат переводу и засвидетельствованию нотариусом или консульским учреждением.
Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, назначающее пенсию по месту постоянного проживания пенсионера. Взаиморасчеты не производятся.
При переселении пенсионера в пределах государств-участников выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательства по новому месту жительства.
9.09.94 г. участниками СНГ подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан в области соц. пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов».
Соглашение распространяется на все виды выплат, оказания гос. Соц. помощи семьям с детьми и алиментов, которые принимаются национальными законодательствами. Запрещено устанавливать ограничения по признаку гражданства.
Пособия назначаются по законодательству той страны, где проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Пособия на детей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований, находящихся на территории другой страны, выплачивается в размерах и на условиях, установленных законодательством страны пребывания, за счет средств бюджета страны, которой принадлежит воинское формирование.
Финансирование соц. пособий и компенсационных выплат производится той страной, на территории которой постоянно проживают граждане с детьми, без взаимных расчетов.
Страны СНГ обеспечивают свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам физическим лицам, по соц. пособиям или компенсационным выплатам семьям с детьми, пребывающим на их территории через банки и учреждения почтовой связи.
27.03.97 г. принято Соглашение об оказании мед. помощи гражданам государств – участников СНГ. В соответствии с ним неотложная помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, при несчастных случаях, родах оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания. После устранения угрозы жизни больного или здоровью окружающих дальнейшее оказание мед. помощи осуществляется на платной основе.
Основание для предоставления плановой мед. помощи – соответствующий мед. документ и гарантийное обязательство направляющей страны об оплате стоимости оказанной мед. помощи.
По договоренности между странами СНГ ветераны ВОВ, ветераны боевых действий и инвалиды войны из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории РФ, имеют право на меры соц. поддержки, установленные следующими Соглашениями:
- «О соц. и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.92 г.
- «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и гос. страхования военнослужащих государств – участников СНГ» ОТ 15.03.92 г.
- «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также для лиц, приравненных к ним» от 12.03.93 г.
- «О взаимном признании льгот и гарантий для участников ВОВ, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» от 15.04.94 г.
- «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» от 12.04.96 г.
ДО 2015 Г.
Средний уровень трудовых пенсий большинства пенсионеров не позволяет им удовлетворять свои потребности и лишает их права на достойную жизнь
Система обязательного пенсионного страхования столкнулась с рядом проблем:
1.Постоянный рост дефицита бюджета ПФР (к 2020 г. нехватка составит 33,6% общего объема средств, направляемых на выплату трудовых пенсий).
2.Небольшой размер пенсий. Пенсия должна составлять до 40% от заработка гражданина до ухода на пенсию, но реально составляет 25-26% (в перспективе – 21-22%).
3.Низкие доходы от инвестирования пенсионных накоплений и чрезмерное вложение их в государственные ценные бумаги, что приведет к увеличению внутреннего гос. долга.
Государством в 2009 г. разработан следующий комплекс мер:
- повышение страховой части трудовой пенсии расчетного пенсионного капитала, т.е. пенсионных прав граждан, приобретенных до 1.01.2002 г., что привело к возрастанию трудовых пенсий,
- установлен максимальный страховой стаж – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин – дающий право на полное получение фиксированного базового размера трудовой пенсии при назначении трудовой пенсии по старости. С 2015 г. при страховом стаже меньшей продолжительности фиксированный базовый размер трудовой пенсии будет назначаться в сокращенном размере, а при стаже большей продолжительности – увеличиваться,
- с 1.01.2010 г. отменен единый социальный налог (ЕДН) и осуществляются выплаты страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС РФ, ФФОМС.
- страховой взнос в ПФР в 2011 г. повышен с 20 до 26% фонда оплаты труда,
- ожидается отмена регрессивной шкалы исчисления заработной платы, с которой взимаются страховые взносы, и ограничение ее максимальной суммой – 415 тыс, руб. в год.
Виды социальной защиты
Государственные формы:
- Доступное здравоохранение
- Льготы
- Доступное образование
- Пенсионное обеспечение (Пенсия)
- Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
- Меры социальной поддержки
Негосударственные формы:
- Добровольное социальное страхование
- Благотворительность
- Частные системы здравоохранения и др.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области здравоохранения и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями.В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
Функции Департамента
А. В области пенсионного обеспечения:
- организует работу по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
- создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий;
- осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодарского края выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
- организует и развивает совместно с органами исполнительной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения, учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.;
- участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;
- обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,предоставляемых гражданам при протезировании;
- содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
- оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
- осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей, или оставшихся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
- подготавливает проекты нормативных актов, краевых программ, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы, ветеранов войны и военной службы;
- координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной политики:
- финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реализацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;
- рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;
- осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров длягосударственной системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации работников и специалистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
- осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
- осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
- изучает причины возникновения коллективных трудовых конфликтов и принимает участие в их разрешении;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдения норм и правил по охране труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
Структура Департамента
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению главой администрации края.
Генеральный директор Департамента:
— распределяет обязанности между своими заместителями;
- руководит на принципах единоначалия деятельностью Департамента;
- координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений, организаций, предприятий;
- в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями и органами системы социальной защиты населения края;
- назначает и освобождает от должности работников аппарата Департамента и руководителей подведомственных организаций, предприятий;
- налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
- имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят:
- генеральный директор (председатель Коллегии),
- его заместители,
- руководящие работники аппарата Департамента.
В состав Коллегиитмогут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения администрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и воспитания кадров и другие основные вопросы деятельности Департамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами генерального директора.
В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, у<