Научная новизна дипломной работы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (долее - дипломная работа) является завершающим этапом освоения программы подготовки специалиста, на основании которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о присуждении соответствующей квалификации по данной специальности.
Дипломная работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, которое свидетельствует об умении выпускника работать с нормативно-правовой базой и научной литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические и практические навыки.
Дипломная работа выполняется студентом по материалам, собранным им лично в ходе прохождения производственной и/или преддипломной практики. Тема дипломной работы является заданием преддипломной практики.
Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в разделах настоящих методических рекомендаций.
Тема дипломной работы утверждается приказом по Колледжу. Примерная тематика дипломных работ определена ведущими преподавателями Колледжа (Приложение 1), и студентам предоставлена возможность самостоятельно выбрать тему работы. Студент может предложить и свои инициативные темы, которые согласовываются с научным руководителем и обсуждаются на заседании ЦК «БД». Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности.
Дипломная работа должна выполняться в тесной связи с потребностями практики. Официально темы дипломных работ закрепляются за студентами по заявлению. Издается приказ о закреплении за студентами тем дипломных работ и научных руководителей.
Для ориентации в вопросах исследуемой темы студент под руководством научного руководителя разрабатывает содержание дипломной работы. Содержание работы должно соответствовать теме.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
2.1 Общие требования
Объем дипломной работы – 50-65 страниц печатного текста (не включая список использованной литературы и приложения).
Весь процесс подготовки и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:
1) выбор темы и согласование ее с научным руководителем;
2) подбор и изучение литературы по проблеме исследования;
3) изучение требований к оформлению работы;
4) написание работы;
5) разработка тезисов доклада для защиты;
6) защита работы.
Дипломная работа специалиста подлежит обязательному рецензированию, имеет общепринятую структуру и состоит из:
- оглавления (Приложение 3);
- введения;
- основной части;
- заключения;
- списка использованной литературы (Приложение 4);
- приложений.
Введение является отдельным самостоятельным блоком текста работы, который ни в оглавлении, ни в тексте не обозначается цифрами.
Введение должно отразить:
- обоснование выбора темы, ее актуальность;
- характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной практике;
- основную цель и задачи ее достижения;
- объект и предмет исследования;
- научную новизну (если есть);
- методы исследования;
- характеристику практической значимости исследования;
- представление структуры работы.
Цель работы определяет, для чего проводится исследование, т.е. цель – это конечный результат работы.
Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели работы.
Формулировки задач могут начинаться со слов:
проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., составить …, определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.д.
Задачи необходимо формулировать более точно, так как описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.
Объект исследования – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность или область деятельности.
Предмет исследования – это наиболее значимые стороны объекта, его проявления и особенности, которые подлежат изучению (т.е. предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования).
Например:
Тема дипломной работы: Совершенные виды кредитования и их развитие
Актуальность данной темы обусловлена динамикой развития рынка кредитования и банковского сектора экономики, оказывающих влияние на развитие экономики страны в целом и на уровень жизни российских граждан.
Цель работы – Выявить совершенные виды кредитования и их развитие в целом по банковскому сектору и отдельно на примере выбранного банка.
В соответствие с целью, были поставлены следующие задачи дипломной работы:
1. Рассмотреть виды и условия кредитования физических лиц, юридических лиц и выявить более совершенные виды кредитования;
2. Рассмотреть организацию кредитования в выбранном банке;
3. Проанализировать виды, сущность и порядок оценки заёмщиков при предоставлении кредита;
4. Рассмотреть системы погашения кредитов с самостоятельным составлением графиков платежей (на конкретном примере кредитования с учётом условий в выбранном банке);
5. Провести сравнительный анализ действующих процентных ставок и других условий кредитования в банковском секторе;
6. Провести анализ кредитного портфеля в структуре и динамике на примере выбранного банка;
7. Выявить проблемы кредитования и разработать методы совершенствования видов кредитования.
Объект исследования – программы кредитования.
Предмет исследования – преимущества условий отдельных видов кредитования физических и юридических лиц в данном банке.
Выбранный банк является – базой для исследования.
Методы исследования; научные труды авторов (перечислить).
Требования к научной новизне исследования приведены в соответствующем разделе данных методических рекомендаций (п.2.2).
В основной части необходимо полно и систематизировано изложить состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа должны быть новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути решения поставленных целей и задач.
Основная часть состоит из трех глав, каждая из которых делится на параграфы (пункты, подпункты) в зависимости от темы работы и ее цели. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. Объем параграфа должен составлять не более 8 страниц.
В основную часть работы входят следующие составляющие:
1) теоретическая часть,
2) практическая (аналитическая) часть,
3) проектная часть или часть рекомендательного характера (включающая рекомендации, пути решения проблем, методы совершенствования и т.д.).
В теоретической части отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, выделять существенное, выявлять преимущества и недостатки исследуемого вопроса, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы, аргументировать свое мнение.
При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения разных авторов. Обязательным при наличии различных подходов к решению данного вопроса является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.
Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.
Практическая (аналитическая) часть (вторая глава) работы должна содержать:
1) общее описание объекта исследования;
2) описание методов и приемов исследования;
3) сравнение фактических результатов отчетного периода с плановыми данными, данными прошлых лет и т.д.
4) анализ изучаемой проблемы, а так же фактические данные, представленные в виде аналитических выкладок;
5) расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта.
Результаты должны быть представлены в форме таблиц, графиков, схем и т.д.
Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы.
В результате исследования того или иного вопроса на примере конкретной кредитной организации устанавливаются имеющиеся отклонения в финансовых показателях, характеризующих эффективность банковской деятельности, в нормативах, в финансовых результатах.
В практической части проводится обоснование последующих разработок, поэтому от полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
Проектная часть работы (третья глава) представляет собой разработку рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы, а так же подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предлагаемых результатов.
Например, разрабатываются методы совершенствования кредитования, инновационного развития банковских операций на примере конкретного банка и/или в целом по банковскому сектору; разрабатывается проект совершенствования бухгалтерского учета в кредитных организациях, анализа банковской деятельности и аудита в кредитной организации, т.д.
По ПМ «Ведение расчётных операций» это может быть: проект предоставления новых тарифов по обслуживанию клиентов банка с проведением расчета дохода от расчетных операций, в т.ч. расчета различных комиссий, взимаемых кредитной организацией с клиентов, в сравнении с прежними тарифами и объемом расчетных операций.
По ПМ «Осуществление кредитных операций» это может быть: проект внедрения новых кредитных продуктов с прогнозированием финансового результата деятельности кредитной организации, с расчетом отдельных финансовых показателей и проведением анализа.
В частности, по направлению модуля «Ведение финансового учета» это может быть проект автоматизации учета по конкретной теме при использовании ЭВМ в данной кредитной организации.
По другим дисциплинам и профессиональным модулям специальности «Банковское дело» это может быть проект более рационального использования производственного потенциала, источников финансирования, использования кредитов Банка России и межбанковских кредитов, использования привлеченных депозитных ресурсов; проект более полного своевременного и оперативного анализа деятельности внутренних структурных подразделений (ВСП) и кредитной организации в целом. Также могут быть разработаны мероприятия по профилактике нарушений банковской, трудовой дисциплины.
Например: «В результате вышеизложенного материала предлагаемые мероприятия по организации учета, контроля, анализа, финансирования могут быть разработаны по следующим направлениям...».
В данной главе дипломной работы необходимо показать эффективность разработанного проекта, внесенных предложений и правильность сделанных выводов. Предложения должны быть реальными для данной работы, для исследуемой кредитной организации, и предлагаемые мероприятия должны быть экономически обоснованы, т.е. проведены расчеты предполагаемого экономического эффекта.
В дипломной работе каждая глава должна заканчиваться выводами.
Выводы – краткий итог рассмотренного в главе вопроса, сделанный на основе анализа теоретического и/или практического материала.
Количество выводов должно составлять не менее 3-5. При большем количестве выводов желательно вводить в их перечень дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.
Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.
В Заключении дипломной работы отражаются следующие аспекты:
- актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;
- целесообразность применения тех или иных методов и методик;
- сжатая формулировка основных выводов, полученных в результате проведения исследования.
После заключения располагается Список использованной литературы. На каждый источник из списка литературы должна быть ссылка в тексте.
Список использованной литературы должен содержать не менее 30 – 35 наименований использованных источников, включая отечественные и зарубежные публикации. При этом из данного количества источников минимум 15-20 наименований отводится на монографические работы и научные статьи.
Приложения располагаются после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок. Цель приложений – избежать перегрузку текста аналитическими, расчетными, статистическими материалами, объемными таблицами.
Написание дипломной работы
Руководство дипломной работой
Непосредственное руководство дипломной работой осуществляет руководитель.
Обязанности руководителя состоят в следующем:
- практической помощи студенту в выборе темы дипломной работы и разработке индивидуального плана;
- в оказании помощи студенту в выборе методики проведения исследования;
- в предоставлении консультаций по подбору литературы и фактического материала;
- в осуществлении систематического контроля за ходом выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом;
- в проведении оценки качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (на основании рецензии научного руководителя);
- в проведении предзащиты дипломной работы с целью выявления ее готовности для предоставления к защите.
Руководитель дипломной работы специалиста контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до ее защиты.
Студент не менее одного раза в неделю должен отчитываться перед руководителем о выполнении задания.
Подбор литературы
Начало выполнения дипломной работы связано с процессом подбора литературы.
Знакомиться с литературой необходимо в следующей последовательности:
1) руководящие документы – в самом начале законы, затем нормативные акты;
2) научные издания – в первую очередь монографии, а затем периодические издания (журналы);
3) статистические данные.
Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом - двух годичной давности и т.д..
При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска в справочной правовой системе «Консультант Плюс» или «Гарант», а также в других справочно-информационных системах («Кодекс» и др.). Используя данные системы можно найти необходимые нормативно-правовые документы в последних редакциях.
Основным методом изучения литературы является конспектирование представляющих интерес материалов. Студент может аргументировано поддерживать точку зрения автора или доказать неубедительность его позиций, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направленные на ее решение.
Со статистическим и аналитическим материалом можно ознакомиться на сайте Центрального банка РФ (например, в Вестнике Банка России) или в Интернете.
Собранный в банке материал должен служить:
- иллюстрацией при описании объекта исследования;
- для выявления передового опыта и недостатков.
Список использованных источников пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает законченный вид при оформлении дипломной работы. Информацию, необходимую для написания дипломной работы, студент собирает постепенно, во время учебы и времени прохождения практик.
Список литературы согласовывается с руководителем.
Стиль изложения научных материалов
Дипломная работа должна быть выдержана в научном стиле, к которому предъявляются определенные требования.
Прежде всего, это исключение из текста:
- местоимений первого лица единственного и множественного лица;
- местоимений второго лица единственного числа.
В данном случае необходимо использовать неопределенно-личные предложения, формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает…»), и другие формы изложения (например, «Разработан комплексный подход к исследованию…», «Проведен анализ статистических данных…» и т.д.).
В тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности текста является использование специальных слов и словосочетаний. Они позволяют отразить следующее:
1. последовательность изложения мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
2. переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, рассмотрим или остановимся на …; рассмотрев …, перейдем к …; необходимо остановиться на …; необходимо рассмотреть …);
3. противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
4. причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; отсюда следует, что);
5. различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, надо полагать, видимо, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
6. итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; следует сказать, что; резюмируя сказанное, можно отметить).
Для выражения логической последовательности используются сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.
Особенно употребительны производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие чего и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).
Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте работы не используются.
Для выражения логической связи между частями текста работы можно использовать устойчивые сочетания: приведем пример; проведем расчет; как показал анализ; на основании полученных данных; исходя из полученного результата расчетов.
Для образования превосходной степени прилагательных используются слова: наиболее, наименее.
Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением аббревиатуры или общепринятых сокращений, таких как РФ, ЦБ РФ и др.
Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов. Если в работе используется специфическая терминология, то в конце работы должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.
В тексте не используются знаки (<, >, =, №, %) без цифр.
В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается обозначение римскими цифрами.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 17,8 тыс. руб.).
Изложение материала в дипломной работе должно быть последовательным, четким и логичным.
При написании работы необходимо исключить двусмысленность выражений. Например, двузначна конструкция: «Формы безналичных расчетов, которые осуществляются путем совершения записей по банковским счетам, имеют специфику» (не понятно, что осуществляется путем совершения записей по банковским счетам: безналичные расчеты или их формы).
Все главы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Объем работы – 60-65 страниц, не считая списка использованной литературы и приложений.
Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
Цвет шрифта – черный. Размер шрифта - кегль 14 (для сносок – 10, для таблиц - 12), гарнитура шрифта – Times New Roman.
Межстрочный интервал: для текста - полуторный, для заголовков и подзаголовков, при оформлении титульного листа, приложений, таблиц – одинарный межстрочный интервал
Размеры верхнего и нижнего полей – 20 мм, левого поля –30 мм, правого поля – 10 мм. Переносы, в том числе автоматические, в тексте не используются.
Абзацный отступ равен – 1,25 см.
Основной текст работы должен быть выровнен по ширине.
Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы (включая приложения), с помощью функции автоматической вставки номеров. Нумерация начинается с титульного листа, номер страницы проставляется только со второго листа – по центру нижней части листа, без точки.
Титульный лист оформляется согласно Приложению 2.
На второй странице работы размещается Оглавление (Приложение 3), в которое входят названия и номера начальных страниц всех структурных частей работы (за исключением титульного листа). Сокращение «стр.» над номерами страниц не используется.
Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использовать в работе выделения жирным шрифтом, курсивом. Не рекомендуется выделять курсивом / полужирным шрифтом большие фрагменты текста. Выделенным может быть не более 5–7 % текста.
Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме Списка использованной литературы) должны стоять перед фамилией.
Например, И.И.Иванов.
В тексте работы используются кавычки - «елочки», если внутри слов в кавычках встречаются другие слова, заключенные в кавычки, в качестве внешних кавычек используются «елочки», а в качестве внутренних – “лапки”. Кавычки и скобки не отделяются пробелами от заключенных в них слов. Например, (при 300 К), (а).
Точка не ставится:
- после заглавия статьи, заголовков и подзаголовков;
- после фамилий авторов статьи;
- после электронных адресов;
- после названий таблиц;
- после подписей к рисункам и таблицам;
- в подстрочных индексах: Тпл – температура плавления.
Точка ставится:
- после сносок (в том числе в таблицах);
- после краткой аннотации;
- после ключевых слов.
Все сокращения в тексте кроме общеупотребительных должны быть раскрыты при первом упоминании. Сокращения из нескольких слов разделяются пробелами.
Например, 760 мм рт. ст.; т. е.
Аббревиатуры, употребляемые как прилагательные, пишутся через дефис:
Например: ПЭ-пленка, ЖК-состояние.
При применении в работе достаточного количества сокращений, следует в приложении указать список сокращений. При частом использовании аббревиатуры (АСУ — автоматизированная система управления) или сокращенного названия организации, следует при первом упоминании ввести полное название с указанием в скобках сокращенного названия.
Например, Пермский государственный научный исследовательский университет (далее – ПГНИУ)
Расстановка пробелов между словами
- ссылки на рисунки и таблицы набираются с пробелами. Например, на рис.1, табл.2.
- между знаком номера, параграфа и числом ставится пробел. Например, № 1; § 5.65.
- числа с буквами в обозначениях набирают без пробелов: Например, ivd; 1.3.14а; рис. 1д.
- в географических названиях после точки ставится пробел: Например, р. Енисей, г. Пермь.
- при указании номеров страниц (числовых интервалов) пробелы между числами и тире не ставятся: Например, с. 28–33.
При упоминании иностранных фамилий, в скобках дается их оригинальное написание (за исключением общеизвестных имен, встречающихся в энциклопедии, и имен, на которые даются ссылки в списке литературы).
При упоминании в русской транскрипции иностранных учебных заведений, учреждений, фирм, а также иностранных географических названий (кроме общеизвестных) необходимо указывать в скобках их оригинальное написание или написание на английском языке.
Все вновь вводимые или редко употребляемые переводные термины следует сопровождать соответствующими им терминами на языке оригинала, указываемыми в скобках.
При переносе текста, списков, строк таблиц на следующую страницу необходимо учитывать, что
- при переносе раздела, главы на следующей странице должно быть не менее трех строк;
- на предыдущей странице нельзя оставлять только заголовок/подзаголовок или подзаголовок и менее чем три строки текста;
- при переносе списков на странице (предыдущей и последующей) не должно быть менее трех строк, при этом предложение, относящееся к списку должно быть на той же странице, что и начало списка;
- при переносе таблицы, на предыдущей странице должны остаться заголовок, шапка (оголовок) и не менее трех строк таблицы, а на следующей – наименование граф и не менее трех строк таблицы;
- при переносе таблицы на другую страницу переносится номер таблицы,
например: Продолжение таблицы 1., шапка таблицы не переносится, переносятся только заголовки граф.
Структурные элементы работы
Заголовки структурных элементов работы (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) следует располагать в центрировано без абзацного отступа, без точки в конце, печатать прописными буквами, без подчеркивания.
Заголовки глав следует располагать в середине строки (центрировано). Заголовки печатают основным шрифтом заглавными буквами Times New Roman 14, обычным шрифтом или с заглавной буквы, Times New Roman 16, жирным шрифтом.
Главы и параграфы работы должны иметь заголовки, которые не должны слово в слово совпадать ни друг с другом, ни с темой работы. Они должны быть содержательными и отражать вопросы, раскрываемые в них.
Все Заголовки и подзаголовки печатают через один межстрочный интервал. Расстояние от текста до подзаголовка – два одинарных межстрочных интервала. Расстояние от заголовка (подзаголовка) до подзаголовка (текста) – два одинарных межстрочных интервала.
Подзаголовки глав, пункты, подпункты следует печатать с абзацного отступа/без абзацного отступа, с прописной буквы, шрифт Times New Roman, 14, жирный, без точки в конце, без подчеркивания. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Длинные заголовки переносятся на следующую строку (не более двух строк).
Например,
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
8 1 одинарный межстрочный интервал
8 1 одинарный межстрочный интервал
1.1 Понятие и классификация основных средств
8 1 одинарный межстрочный интервал
8 1 одинарный межстрочный интервал
Текст работы
Главы, Заключение, Список литературы, Приложения необходимо начинать с нового листа.
Главы и параграфы работы нумеруют арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (Например, 1.1, 1.2, 1.2.1 и т.д.). После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точка не ставится.
Оформление ссылок
Важным моментом при написании дипломной работы является оформление ссылок на используемые источники. В работе используются подстрочные ссылки. Они располагаются внизу страницы под текстом за горизонтальной чертой, проводимой через 1,5 интервала. В них указывается фамилия автора, его инициалы, название работы, место издания, год, используемые страницы.
Текст ссылки выполняется шрифтом «Times New Roman», кегль 10, без красной строки. Нумерация ссылок сквозная по всей работе.
Ссылки на источники литературы вставляются автоматически, следующим образом:
Меню Вставка или Ссылка – Сноска - Внизу страницы – Вставить страницы
На цитируемое произведение дается полное библиографическое описание: Фамилия И.О. автора. Название. – Место, год издания. – Страница, с которой взята цитата.
Например,
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962. – С. 490.
При ссылке на журнальную статью (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), где она опубликована, год издания, номер журнала или номер выпуска сборника, используемые страницы.
Например,
2 Доклад министра образования РФ В.М. Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 2. – С. 5.
Библиографическая ссылка на электронную монографию/базу данных/WWW сайт оформляется с указанием: Автор. Заглавие публикации [тип носителя информации - online/онлайн; CD-ROM; floppy-disk 3,5"]. Место издания, дата издания. Обращение к источнику/документу: дата. Формат документа (отличный от HTML - DOC, TXT, PDF). <Сетевой адрес URL: http:// >.
Например,
3 Садовничий В.А. и др. Российский Интернет в цифрах и фактах [онлайн] / В.А. Садовничий, В.А. Васенин, А.А. Мокроусов, А.В. Тутубалин. М.: Изд-во МГУ, 1999. Обращение к документу: 26 февраля 2001 г. <http://www.msu.ru/ctti/book99/RIiFaN-toc.html>.
3.3 Оформление перечислений (списков)
В работе могут быть приведены перечисления (списки), которые иначе называются маркированными или нумерованными списками.
Списки начинаются с абзацного отступа. В маркированных списках применяют маркеры в виде «дефиса» или «малой точки», только или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву в алфавитном порядке (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись проводится с абзацного отступа (т.е. со смещением вправо на одно положение табулятора относительно перечислений, обозначенных буквами), как показано в примере.
Например:
Принята следующая классификация рисков:
а) микроэкономические риски;
б) макроэкономические риски
- риск инфляционных ожиданий;
- риск изменения процентной ставки;
в) риски организации.
В том случае, когда перечисления начинаются после предложения заканчивающего двоеточием (часть текста), они пишутся с абзацными отступами, через маркеры или буквы (цифры), закрывающихся скобкой, начинаются со строчных букв и отделяются друг от друга точкой с запятой, заканчиваются точкой.
В случае, когда перечисления начинаются после предложения заканчивающего точкой (заголовок), они пишутся с абзацными отступами, нумеруются цифрами без скобок, начинаются с прописных букв, без знаков препинания, заканчиваются точкой.
Например:
Оперативно-сбытовая работа включает следующие этапы:
1) разработка планов-трафиков отгрузки готовой продукции покупателям;
2) приемка готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовка ее к отправке покупателям;
3) организация отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;
4) контроль выполнения заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.
Например:
Этапы оперативно-сбытовой работы.
1 Разработка планов-трафиков отгрузки
2 Приемка готовой продукции
3 Организация отгрузки продукции
4 Контроль выполнения заказов.
Приемлем вариант оформления перечисления с использованием маркеров, при этом по всей работе необходимо применять один из основных видов маркеров.
Текст элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.).
Оформление таблиц
Цифровой материал лучше оформлять в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и более удобно для сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера рекомендуется помещать под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), жирным шрифтом №12. Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются, в конце заголовка таблицы точка не ставится.
В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись Таблица (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы.
Зона таблицы оформляется через один межстрочный интервал, шрифт Times New Roman №12. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем, а также расстояние между словом «Таблица» и заголовком, и между заголовком и самой таблицей должно составлять один одинарный интервал.
Если в работе таблиц не много, то таблицы имеют сквозную нумерацию по всей дипломной работе. При большом количестве таблиц и при ссылках на таблицу рекомендуется применять нумерацию в пределах глав (например: Таблица 1.1). После номера таблицы точка не ставится. Знак «№» перед номером таблицы не используется.
В таблицах допускается применять и меньший размер шрифта, если в таблице много текстовой информации.
Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы (если они составляют одно предложение с заголовком). Подзаголовки, которые имеют самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставятся.
К цифровым табличным данным должны быть указаны единицы измерения:
1) Если данные таблицы имеют разные единицы измерения, то они указываются в заголовках граф (подзаголовках) граф или строк таблицы;
2) Если все табличные данные имеют одну единицу измерения, то эту единицу приводят над таблицей справа, используя предлог «в» (например: в тыс. руб., в процентах и т.д.).
В одной графе следует соблюдать одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк. Если данные графы (строки) не требую заполнения, то следует ставить «х».
Ширина таблицы должна соответствовать ширине основного текста. Если ширина превышает текст, то таблицу следует размещать в альбомном формате в приложении работы, сделав в тексте ссылку на приложение.
Если в таблице представлены статистические данные, то необходимо сделать ссылку на источник, при этом ссылка выполняется внизу страницы под чертой сквозной нумерацией.
Не допускается при переносе отделять заголовки таблицы от самой таблицы, т.е. оставлять на странице только заголовок без записи хотя бы одной строки табличных данных. Итоговая строка также не должна быть отделена от таблицы. При переносе таблицы на другой лист, на следующем листе пишут «Продолжение таблицы 1». Первой строкой продолжения таблицы служит строка с номерами столбцов (граф).
Например: