Современные стратегии международного прямого инвестирования и создания многонациональных производств.

Стратегия корпорации — это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях:

· Инвестирование с «нуля» — это стратегия ПИИ, которая означает создание за рубежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования

· Трансплантации— вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК.

· Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах: 1) Технологические альянсы - предполагают международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР; 2) Соглашения о совместном производстве - многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия; 3) Соглашения в области сбыта - главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

· Международные слияния и поглощения:1)Слияние происходит, когда суммарные операции и активы нескольких (обычно двух) компаний сливаются путем их помещения под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний.2)поглощение происходит, когда одна компания получает контроль над другой путем приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса.

· Стратегические «семьи» являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.

В таких стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.

· Международные «переплетения» представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение. Прямые иностранные инвестиции - это тот вид иностранных инвестиций, который применяется в мировой практике в наибольшем богатстве самых разнообразных форм. Самые распространенные формы прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой – это дочернее предприятие и совместное предприятие.

Дочернее предприятие инвестора предполагает два варианта стратегии развития: создание предприятия «с нуля» и покупка предприятия в стране, принимающей капитал.

Создание предприятия «с нуля» имеет множество преимуществ для иностранного инвестора:1) Наиболее полный контроль над филиалом;2) Филиал может быть любого размера; в условиях ограниченности финансовых ресурсов можно начинать с малого филиала и постепенно его расширять;3) Создавая фирму «с нуля», можно сразу организовать ее на основе новейших технологий;4) Нет «унаследования» проблем, возникающих в случае приобретения существующей фирмы;5) Имеется возможность получить льготы и субсидии от правительства страны-реципиента.Однако стратегия создания дочернего предприятия в стране-реципиенте иностранного капитала путем покупки существующего предприятия также имеет немало преимуществ:

• позволяет осуществить быстрое проникновение на иностран-ный рынок;

• дает гораздо более быструю отдачу на используемый капитал;

• может предупредить действия фирмы-конкурента;

• помогает избежать ряда культурных, юридических и управленческих проблем;

• позволяет приобрести ключевые активы, такие как: управ-ленческие навыки, торговые марки или сети распределения;

• не нарушает существующего конкурентного соотношения в стране-реципиенте инвестиций.

Совместное предприятие базируется на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют предприятие, которое обычно размещается в род-ной стране одного из партнеров.

Существует ряд причин, по которым компания считает выгод-ным создать совместное предприятие:

• экономия финансовых вложений обоих партнеров и сниже-ние затрат;

• быстрое овладение каналами распределения, что уменьшает расходы на маркетинг;

• сохранение независимости двух сторон.

5. Международный фондовый рынок: понятие, инструменты, информационное обеспечение, индексы.

МФР (рынок капитала) – часть фин. рынка (фин. рынок=ден.рынок + рынок капитала), подразумевает предложение и продажу фин. инструментов со сроком обращения более года компаниями, гос. ведомствами, акционерами, паевыми фондами и прочими держателями и эмитентами ЦБ предпр-ий. Ден. рынок: предложение и продажа долговых инструментов со сроком погашения менее 1 года; включает в себя краткосрочные простые векселя предпр-ий, а тж правительственные облигации.

Фин. инструменты: 1) ЦБ, обеспеч. участие в капитале: акции (простые и привилег.), паи, АДР (америк. депозитарные расписки). 2) долговые обязательства: облигации, инструменты ден. рынка и фин. деривативы, кот. подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Секторы рынка К: - первичный и вторичный; - биржевой и внебиржевой рынки;огранизов.\неорганизов. международные.

Инф. обеспечение межд. фондового рынка.Ежедневно инф-я: в агентствах (Telerate, S&P’s, Moody Investors Service), в СМИ: газетах, бюллетенях, журналах (The Wall Street Journal и др.).

Кредитный рейтинг — это заключение независимого рейтингового агентства о кредитоспособности субъекта хоз. деят-ти (им м.б. гос-во, гос. учреждение, фин. орг-я или пром. компания). Рейтинг характеризует возм-ть того, что инвесторы полностью и в указанный срок получат процентные платежи на вложенный капитал, а также основную сумму долга. В основу рейтинга положена шкала качественных оценок (“высшее качество”, “хорошее качество”, “выше среднего уровня качества” и т.д.) Рейтинги устанавливаются специализир. агентствами, наиболее известными из кот. явл-ся Moody’s Investors Service (США), Standard & Poor’s (США), Fitch IBCA (США-Великобритания), Duff & Phelps (США).

Фондовый индекс — показатель, рассчитываемый по какому-либо представительному набору обращающихся на рынке акций с целью оценки уровня и общего направления движения их курсовой стоимости.

В мире действуют более 50 инф. агентств — телекоммуникационных служб фин. инф-ии (1. Рейтер (Reuters) 2. Блумберг (Bloomberg), 3. концерн Доу Джонс и т.д). 1. Занимает прочные позиции в Европе и Америке. 2. Освещает все ключевые аспекты мир.фин. и фондового рынков, предоставляя всевозможную статистику по рынкам акций, валюты, залоговых ценных бумаг, индексам, рынкам еврооблигаций, делает это подробно.

3. Крупнейший поставщик фин. инф-ии, контролирует более 60% мир. рынка инф. услуг, имеет американские корни, сохраняя там ведущие позиции. Корпорация Доу Джонс известна своими изданиями “Уолл Стрит Джорнел” (The Wall Street Journal) и “Бэрронс” (Barrons), она владеет несколькими телевизионными каналами.

Индексы межд. фондового рынка.Фондовый индекс ( средний показатель курса акций) основывается на определенном списке эмиссий (от 15 до 30 различных эмитентов). Индексы, как правило, имеют отраслевую специфику. По каждой из таких групп компаний рассчитываются и публи-куются отдельные средние показатели курсов, которые и состав-ляют определенный фондовый индекс. Метод расчета индекса закл-ся в сложении (дневных, в течение часа) курсов акций и делении этой суммы на выбранный делитель (чаще курс акций на опред. момент времени). Типичный индекс не является взвешенным, т. е. в нем не учитывается значение компании-эмитента на рынке или в эк-ке конкретной страны, но су-щ. и взвешенные индексы.

По структуре индексы: 1-ая группа: индексы, в кот. вкл-ся все акции, котируемые в определенной торговой системе. Это может быть биржа или электронная торговая сеть (например, индексы Нью-Йоркской фондовой биржи и индекс Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (НАСДАК)). 2-ая: индексы, в со-став кот. акции отбираются специально с целью отражения отраслевой специфики либо других аспектов фондового рынка (напр, промышленный индекс Доу-Джонса). 3-я: индексы, на основе некоторого объективного показателя, например капита-лизации (общая сумма вложений капитала в компанию) (напр, индексы американского фондового рынка Wilshire Indexes n Russell Indexes).

Индексы отражают доходность всего рынка акций или его определенного сектора, например, наиболее ликвидных акций - в зависимости от того, какие акции берутся в расчет этого индекса. Поэтому если растет рынок акций - растет и портфель.


Наши рекомендации