Вопрос 10. Понятие и методологические аспекты анализа прямых иностаранных инвестиций ТНК.
На сегодняшний день прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые осуществляют ТНК, играют особенную роль среди других форм международного движения капитала.
ПИИ это реальные капиталовложения в предприятия и землю, которые осуществляются при помощи экспортных, инвестиционных товаров или передачи технологий, опыта управления, когда инвестор получает или сохраняет контроль над инвестиционным капиталом.
Портфельные инвестиции это финансовые активы в виде облигаций, акций, которые деноминируются в национальную валюту.
ПИИ существенно отличаются от портфельных иностранных инвестиций по своему экономическому смыслу и назначению, и прежде всего по степени контроля иностранными инвесторами над управлением в той или иной компании.
При вложении капитала отличие между ПИИ и портфельными инвестициями сводится, прежде всего, к проблемам собственности и контроля. Однако унифицированных количественных показателей нет, и в разных странах формальную границу устанавливают по разному.
В Австралии, Бельгии, Люксембурге, США, Финляндии прямыми иностранными инвестициями формально определяется любое вложение, если оно превышает 10% собственности фирмы (эта практика является наиболее популярной в современной мировой экономике).
В Италии и Франции – 25%.
В Швеции – от 20% до 50% (при этом учитывается и другие критерии – преимущественно неколичественного характера).
В Испании – 50%.
В Нидерландах – 80%.
Для экономики страны-реципиента ПИИ имеют большее значение в сравнении с кредитами или другими формами движения международного капитала. При прямом инвестировании вкладчик непосредственно заинтересован в эффективном использовании своих средств, т.к. отдача от инвестиций составляет его прибыль, при этом партнеры страны, которая принимает, часто получают новые технологии, помощь в организации производства и сбыта продукции.
Портфельные инвесторы, как правило, только предоставляют финансовый капитал, и в отличие от прямых инвесторов, не вмешиваются в процесс управления компанией.
МВФ выделяет еще одну группу инвестиций – «другие инвестиции», которые в основном составляют международные займы и банковские депозиты. Они могут быть отнесены как к прямым так и к портфельным инвестициям.
Особенности ПИИ:
1. ПИИ как фактическая величина характеризуют фактическое наличие имущества в отдельные промежутки времени:
· участие одного или нескольких отечественных физических или юридических лиц в процессе капиталовложений размещенного за границей предприятия в таком объеме, который дает возможность осуществлять влияние на хозяйственную деятельность иностранного предприятия;
· имущество несамостоятельного с правовой точки зрения филиала или предприятия, которое принадлежит отечественной фирме.
2. ПИИ как текущая величина является результатом периодического трансферта капитала в таких формах:
· экспорт капитала за границу с целью создания нового предприятия или расширения уже действующего дочернего предприятия или предприятия без собственной правовой формы, которое подчиняется руководству фирмы инвестора;
· экспорт капитала с целью приобретения участия в иностранном предприятии или его создании;
· экспорт активов в следующих формах: имущественные вклады в основные фонды; права на использование нематериальных активов (ноу-хау, лицензий, патентов, торговой марки, товарного знака, рекламных образцов товара и др.); субсидии, кредиты и ссуды; паевой капитал; реинвестированная прибыль.
Качественные характеристики ПИИ:
1. Факторы, которые являются специфическими для предприятия, перемещаются между предприятиями, пересекая при этом национальные границы (сюда относят также и трансферты капитала). Реальные инвестиции.
2. При осуществлении ПИИ целью иностранного инвестора является получение возможности влияния на хозяйственную деятельность и предпринимательские решения относительно инвестиционного объекта.
3. ПИИ являются долгосрочными.
4. ПИИ оказывают значительное влияние на микро- и макроуровни в стране-реципиенте.
Объем и динамика ПИИ(экспорт и импорт):
1985 г. – 707 млрд. долл. в год.
1990 г. – 1 716 млрд. долл. в год.
1995 г. – 2 871 млрд. долл. в год.
2000 г. – 5 976 млрд. долл. в год.
Мотивы осуществления ПИИ ТНК (правило OLIпо первым буквам ключевых английских слов в каждом компоненте):
1. Специфические конкурентные преимущества (преимущества собственности).
2. Преимущества размещения. Географический фактор.
3. Преимущество интернационализации (самостоятельная реализация предыдущих двух преимуществ должна быть для инвестора более выгодной, чем использование ее через местные предприятия).
Для осуществления ПИИ ТНК должна:
1. Владеть относительными преимуществами, которые являются результатом доступа многонациональной компании к факторам производства, информации и финансовым ресурсам, современным технологиям в сфере производства, организации, управлении и сбыта, а также известной торговой марки.
2. Иметь возможность использовать преимущества размещения в другой стране.
3. Иметь возможность противостоять негативным последствиям колебаний экономической конъюнктуры.
4. Иметь возможность использовать в своих интересах национальные особенности стоимости факторов производства.
5. сохранять монопольное положение относительно сбыта или приобретения какого-либо товара.
6. Использовать ограничительную деловую практику.
Общие причины осуществления ПИИ:
1. Стремление к наиболее выгодному размещению капитала.
2. Создание за границей собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз, банков, страховых компаний, торговых компаний и др.).
3. Экономическая и политическая нестабильность в стране размещения компании, высокие налоги и др. Например: необходимость «отмывания» нелегальных средств приводит к оттоку капитала в страны со льготным налогообложением (оффшорные зоны) путем создания там представительств или филиалов.
Центр ООН по ТНК выделяет следующие типовые ситуации, которые побуждают к ПИИ, связанные с организацией производства товаров и услуг за рубежом:
1. Предпринимательская деятельность осуществляется потому, что ввоз товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или усложнен из-за разных ограничений или из-за особенностей этих товаров и особенно услуг.
2. Торговля с другой страной ведется без особых ограничений, но производство товаров на месте является более дешевым и эффективным способом обслуживания этого иностранного рынка (например, при экономии на транспортных издержках).
3. Страна-реципиент ПИИ является наиболее дешевым местом производства товаров для их поставки на мировой рынок (Юго-Восточная Азия, где большое количество иностранных предприятий по производству бытовой техники).
4. Вместо наращивания производства на родине с целью дальнейшего экспорта производство организуется за границей, прежде всего по той причине, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложной, важным является послепродажное обслуживание, консультации и др. услуги которые требуют постоянного участия производителя за рубежом.