Экономическое равновесие: общие понятия.
Макроэкономическое равновесие характеризует сбалансированность, пропорциональность экономических процессов, в том числе производства и потребления, спроса и предложения, производственных затрат и результатов, материально – вещественных и финансовых потоков.
Макроэкономическое равновесие, прежде всего, отождествляется с товарным рынком, под которым понимается рынок производственных (инвестиционных) ресурсов, а также потребительских товаров, поскольку последние участвуют в воспроизводстве человека как личного фактора производства.
Различают идеальное (желаемое) и реальное равновесие. Идеальное равновесие означает полную реализацию интересов всех субъектов, а также сбалансированность и пропорциональность во всех сферах, отраслях, секторах экономики, то есть это состояние в экономике, когда:
- потребители находят на рынке предметы потребления;
- предприниматели – необходимые факторы производства;
- произведенный продукт реализуется.
В реальной экономике такого состояния добиться очень сложно, так как этому мешают кризисы, инфляция, монополии и другие причины, что вызывает диспропорции, несбалансированность, то есть нарушения равновесия. Поэтому реальное равновесие – это такое равновесие, которое достигается в условиях несовершенной конкуренции, при внешних факторах, воздействующих на рынок.
Реальное равновесие подразделяется на частичное и общее. Частичное равновесие – равновесие на отдельном рынке, между отдельными величинами макроэкономики. Общее равновесие – равновесие в экономической системе в целом, на всех рынках. Это оптимальный вариант развития хозяйственной системы, к которому стремится общество, но никогда его не достигает, так как «оптимальность» как понятие относительное.
Под воздействием НТП, роста потребностей и т.д. изменяются пропорции в экономике, следовательно, и равновесие становится не статической, а динамической величиной (категорией). Для достижения равновесия большое значение имеют резервы, как инструмент экономического маневра.
Анализ макроэкономического равновесия осуществляется через агрегированные (совокупные) показатели (агрегаты). К таким показателям относятся:
- совокупный спрос (AD) – реальный объем средств производства и предметов потребления, который готовы купить потребители (все) при данном уровне цен;
- совокупное предложение (AS) – реальный объем производства и предметов потребления, которые готовы представить на рынок товаропроизводители при данном уровне цен;
- валовой внутренний продукт (ВВП);
- национальный доход (НД);
- экономический рост;
- уровень цен (инфляции) (см. рис. 1).
уровень цен
(инфляция) АD AS
P
ВВП (НД)
Рис. 1. Модель AD – AS.
Данный график показывает количество материальных благ в обществе, а также средний уровень цен. Он, кроме этого, раскрывает при каких объемах ВВП и ценах возможно равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением модель (AD—AS).