Учебная практика по модулю: «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»
2.1. Общие положения 7
2.2. Компетенции, формируемые в результате прохождения
учебной практики по изучению деятельности Пенсионного фонда 8
2.3. Содержание практики в сфере пенсионного обеспечения
и социальной защиты 10
2.4. Документы, необходимые для защиты учебной практики 11
2.5. Защита отчетов учебной практики 11
2.6. Список литературы по I разделу 12
2.7. Список литературы по II разделу 13
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебная практика студентов факультета непрерывного образования специалистов для судебной системы (далее ФНО) является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения(углубленная подготовка).
1.2. Учебная практика предполагает получение студентами первичных профессиональных умений, их подготовку к осознанному и углубленному изучению отдельных специальных дисциплин, приобретение обучающимся первичных умений по избранной специальности.
1.3.Учебная практика проводится в соответствии с учебными планами. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса. Продолжительность учебной практики – 2 недели. Студенты проходят практику в Пенсионном фонде и его подразделениях.
1.4. Студенты направляются на учебную практику на основании приказа Ректора Академии (в Филиале – директор).
1.5. Перед прохождением учебной практики заместитель декана по практике (в Филиале - специалист по учебной работе) (совместно с групповыми руководителями практики – преподавателями кафедр) проводит со студентами установочную конференцию. На конференции студентам разъясняются цели и задачи практики, даются методические советы по выполнению программы практики, обращается внимание на содержание и форму отчетной документации, представляемой студентами для защиты практики, выдаются направления на практику, дневник и программа практики.
1.6. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении учебной практики составляет:
- в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;
- в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
1.7. Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.
1.8. Студент, не выполнивший программу практики и (или) получивший отрицательную характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику или отчисляется.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
2.1. До начала практики студент обязан:
- ознакомиться с методическими и инструктивными материалами о практике и пройти собеседование у группового руководителя практики;
- принять участие в установочной конференции по вопросам прохождения практики.
2.2.Во время прохождения практики студент обязан:
- максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;
- вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;
- перед окончанием практики составить отчет о прохождении практики и заверить у руководителя практикой от организации дневник практики.
2.3. После прохождения практики студент обязан:
- своевременно представить на кафедру групповому руководителю отчетную документацию о практике.
3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
3.1. Групповой руководитель обязан:
- принять участие в работе установочной;
- контролировать прибытие студентов к месту прохождения практики;
- изучить отчетную документацию студента о практике и принять решение о допуске (или не допуске) студента к экзамену по модулю;
- представить на факультетах отчет об итогах прохождения студентами практики.
3.2. Руководитель практики от организации обязан:
- провести инструктаж студента по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельнымособенностям режима работы организации (учреждения);
- обеспечить соблюдение установленной продолжительности рабочего дня студента;
- осуществлять систематический контроль за текущей работой студента;
- создавать условия для выполнения студентом программы практики;
- обеспечивать эффективное использование студентом рабочего времени, не поручать студенту задания, не связанные с программой практики;
- по окончании практики заверить заполненный дневник практики;
- поддерживать связь с руководителями практики от Академии.
Учебная практика по модулю:
«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»
Общие положения
2.1.1. Цели учебной практики:
· Улучшение качества профессиональной подготовки обучающихся;
· Закрепление и систематизация полученных знаний по защите прав на социальное обеспечение граждан путем изучения деятельности Пенсионного фонда и его подразделений, или иных органов (организаций), избранных в качестве места прохождения практики;
· Получение обучающимися представления о практической деятельности Пенсионного фонда и его подразделений, или иного органа (организации), избранного в качестве места прохождения практики;
· Овладение первичными профессиональными умениями и навыками по защите прав на социальное обеспечение граждан в сфере профессиональной деятельности работников Пенсионного фонда и иных органов (организаций), избранных в качестве места прохождения практики;
· Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
· Формирование у обучающихся нравственных качеств личности;
· Повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию, расширение профессионального кругозора;
· Приобретение опыта работы в коллективах при решении ситуационных социально-правовых задач: изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых на практике, а также приобретение практического опыта их применения: изучение дополнительного материала публикуемого в периодической печати, с целью актуализации знаний полученных в процессе обучения.
2.1.2. Задачи учебной практики:
· Получение обучающимися информации о будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой прав граждан на социальное обеспечение;
· Ознакомление с нормативными правовыми актами, приказами, инструкциями, регламентирующими деятельность Пенсионного Фонда или иного органа (организации), принимающих студентов на практику;
· Получение учащимися навыков работы с правовыми документами;
· Ознакомление с системой, структурой, полномочиями Пенсионного Фонда, формами его взаимодействия с иными государственными органами по вопросам, касающимся прав граждан на социальное обеспечение;
· Ознакомление с деятельностью Пенсионного Фонда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, связанных с защитой прав граждан по социальному обеспечению, а также с порядком делопроизводства;
· Ознакомление с практикой применения Пенсионным Фондом законодательства по праву на социальное обеспечение граждан;
· Сбор материалов, необходимых для составления отчета о прохождении практики в соответствии с дневником практики.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Название этапа практики и виды учебной работы | Форма контроля |
1. | Подготовительный этап, включающий: выбор места прохождения практики; организационное собрание; инструктаж по поиску информации в соответствии с целями и задачами практики в организации; составление плана прохождения практики; получение материалов для прохождения практики (дневник, программа). | Собеседование с руководителем практики от кафедры |
2. | Основной этап, включающий: выполнение заданий программы практики; изучение информационных справочно-правовых систем; ознакомление со структурой и работой Пенсионного фонда; изучение материалов и документов по месту прохождения практики; сбор, обработка и анализ полученной информации; ведение дневника прохождения практики. | Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения |
3. | Подготовка отчета по практике: обработка и анализ полученных материалов по результатам практики с учетом рецензии преподавателя подготовка к экзамену по модулю. | Рецензирование преподавателем отчета по практике |
4. | Дисциплинарный экзамен по модулю |
2.3. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практике по изучению деятельности пенсионного фонда:
Иметь практический опыт:
· анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
· приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
· определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· пользование компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат;
· определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· определение права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
· общения с различными категориями граждан, нуждающимися в социальной помощи;
· установления психологического контакта с клиентами;
· адаптации в трудовом коллективе;
· общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
· публичного выступления и речевой аргументации позиции;
уметь:
· анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
· принимать документы, необходимые для установления пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
· определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат с использованием информационных справочно-правовых систем;
· формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы;
· пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
· консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
· составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
· осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
· использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
· объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
· правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
· давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
· следовать этическим правилам, нормам и принципам в своей профессиональной деятельности;
знать:
· содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. Регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
· понятие и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
· структуру трудовых пенсий;
· понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
· государственные стандарты социального обслуживания;
· порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
· порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
· компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат;
· способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
· основные понятия общей психологии, сущность психологических процессов;
· основы психологии личности; особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
· современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
· основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
· понятие девиантного поведения, различные виды и формы девиации, их социальные и социально-психологические причины.
Содержание практики в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Студенту, проходящему практику в подразделениях Пенсионного фонда, необходимо ознакомиться со структурой Пенсионного фонда РФ, его задачами, основными функциями деятельности, а также с практикой применения нормативной базы.
Знакомство с практической деятельностью Пенсионного фонда РФ включает в себя:
· ознакомление со структурой Пенсионного фонда, должностным составом, распределением обязанностей в области делопроизводства между сотрудниками фонда;
· ознакомление с нормативно-методическими документами, регламентирующими ведение делопроизводства в Пенсионном фонде и иных органах и организациях, избранных в качестве места прохождения практики;
· ознакомление с организацией и ведением документооборота районного отделения Пенсионного фонда: понятие документооборота, его этапы и особенности. Порядок приема дел и корреспонденции. Регистрация поступивших дел и документов, ознакомление с подлежащими рассмотрению делами, изучение особенности организации правовой работы в соответствующих подразделениях Пенсионного фонда и иных органов и организаций, избранных в качестве места прохождения практики;
· ознакомление с решениями, вынесенными по конкретным делам, ознакомление с юридическими документами соответствующих подразделений Пенсионного фонда и иных органов и организаций, избранных в качестве места прохождения практики;
· ознакомление с порядком текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив