Централизованные финансы Децентрализованные финансы
- государственный бюджет - финансы коммерческих организаций
- внебюджетные фонды - финансы некоммерческих организаций
- государственный кредит - финансы общественных объединений
- страхование
(личное,социальное,имущественное,
Страхование ответственности,
Страх-е предпринимательских рисков)
Положительные стороны функционального подхода в трактовке фин.системы: 1)отражает ос-ти формирования использования фондов денежных средств на разных уровнях организации экономики, 2)демонстрирует отличие аккумуляции и распределения фондов между субъектами экономики, цели функционирования которых и методы распределения и использования средств различны.
В западной лит-ре понятие финансовой системы раскрывается через институциональный подход.
Финансовая система-совокупность финансовых рынков и финансовых посредников. Участники финансовых отношений: кредиторы и заемщики.
В отличие от функционального институциональный подход не отражает функциональные структуры финансовой системы, не показывает различия в целях, методах распределения и использования фин. ресурсов.
К институциональной системе относятся:
1)финансовые организации (коммерческие банки) - государственные и муниципальные финансы,
2)подсистема инструментов и информационных технологий - финансы организаций,
3)финансовые рынки - финансы домохозяйств.
Финансовые рынки включают:
1)валютный рынок,
2)рынок золота,
3)рынок капиталов, включающий рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг,
4)рынок денежных средств.
Финансовая системы может быть представлена совокупностью трех звеньев:
1)гос. Финансы,
2)местные финансы,
3)частные финансы.
Государственные финансы включаютфедеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды обязательного страхования.
Местные финансы включаютбюджеты муниципальных образований, финансовые фонды муниципальных образований, муниципальный кредит.
Частные финансы включаютдецентрализованные финансы - выручка, прибыль, оборотные средства.
5. Государственные и муниципальные финансы: состав, отличительные признаки
Основное звено государственных муниципальных финансов – это бюджетная система. Устройство бюджетной системы бюджетным кодексом РФ. В котором характеризуется структура и принципы бюджетной системы.
Принципы:
1. Единства. Обеспечивается единой правовой базой использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса единой социально-экономической и налоговой политикой на всех уровнях власти.
2. Самостоятельности бюджета. Обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определения направления и их использования.
3. Реальности. Означает правдивое отражение бюджетных показателей (общая сумма доходов и расходов, дефицит или профицит, источники покрытия бюджетного дефицита, принцип властности в соответствии с которым требуется публикация утвержденных бюджетов отчетов об их исполнениях, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территории)
4. Полноты. Означает, что в каждом бюджете доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав бюджетной системы РФ входят: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, социальный и др)
Внебюджетные фонды государства представляют совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления и имеющих целевое назначение.
Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом.
Финансирование из внебюджетных фондов государства отличается от финансирования из бюджета:
1. Строго-целевое направление использования средств в рамках отдельного фонда
2. Закрепление источников доходов для финансирования социальных или экономических направлений
3. относительная экономическая самостоятельность организации и управления конкретного фонда
4. возможность и необходимость участия в инвестиционном процессе
Государственный кредит – объединяет специфические экономические отношения, возникающие с целью мобилизации государством, дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а так же ждя поддержки предприятий регионом, других государств на условиях платности, возвратности и срочности.
В отношении государственного кредита – государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
Фонды обязательного страхования – образуются с целью возмещения ущерба возникающего у страхователей (юридических и физических лиц) приобретающих страховую услугу при наступлении страховых случаев.
Страховые фонды образуются за счет средств участников страхования.
Включают:
1. фонды личного страхования (жизнь и здоровье граждан)
2. имущественного (имущество юридических и физических лиц)
3. страхование предпринимательских рисков (убытки, недополученная прибыль и дополнительные расходы)
4. фонды страхования ответственности (ущерб нанесенный застрахованным лицам, третьим лицам)