Роль финансов в расширенном производстве.
Процесс воспроизводства включает 4 стадии:
1. Производство;
2. Распределение;
3. Обмен;
4. Потребление.
Роль финансов, особенно государственных наиболее значительна на стадии распределения, на этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются общественные интересы и противоречия.
Распределению подлежит результат стадии производства - совокупный общественный продукт. Для анализа роли финансов можно использовать ВВП, однако в ВВП не включаются материальные затраты, на производство продукции, а в СОП не входят непроизводственные услуги => показатель СОП более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса – сферу материального производства.
СОП состоит из 2-х частей:
· Стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий и предметов труда (С));
· Национальный доход, который включает стоимость рабочей силы (V) и прибавочного продукта (m).
В распределение СОП активно участвует государство через налоговую систему и систему государственных расходов, а также сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система, страховые организации и т. д.
Государство за счёт доходов выплачивает з/п работникам денежной сферы, субсидирует производство, выделяет адресную помощь населению.
Население платит налоги, оплачивает услуги, страховые взносы.
За пределами сферы распределения не существует государственных финансов, в обмен государство не вмешивается.
Государство ещё до начала 2-ой стадии вмешивается в перераспределительные процессы изымая часть доходов с помощью финансово-экономических инструментов (налоги, бюджетные расходы, займы, государственный кредит, страховые взносы)
СОП
Соотношение между фондами накопления и потребления зависит от временного фактора, от особенностей субъектов воспроизводственного процесса, от развития технологий, коммуникаций, от государственного устройства, от авторитета общественных движений и т.д.
Участие финансов в накоплении проявляется, через государственные инвестиции в экономику, через создание резервов и страховых фондов.
Резервные фонды государства:
1. фонд национального благосостояния;
2. резервный фонд правительства;
3. резервный фонд президента;
4. фонд общественного потребления (представлен бюджетами государства и муниципальных образований, а также внебюджетными фондами государства).
Соотношение между фондами общественного и личного потребления зависит от национальных традиций; от государственного устройства.
Наличие фондов личного потребления – необходимое условие для функционирования товарного обмена.
3. Функции финансов.
Финансы- сфера экономических отношений, возникающих в процессе обращения и использования фондов денежных средств при формировании доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, их расходований, а также денежных доходов и расходов государства и муниципальных образованиях.
Функции финансов- конкретные воздействия финансовых отношений на экономическую систему, обеспечивающей сохранение, воспроизводство и развитие экономики.
Функции:
1) Распределительная:- финансы опосредуют на процессы распределения производственной стоимости, на первичные доходы владельцев фактора производства и их дальнейшее перераспределение во внебюджетные фонды.
2) Стимулирующая:- заключается в том, что через особые механизмы распределения средств, государство создает условия для поощрения отдельных отраслей и сдерживания других. Стимулирование может осуществляться прямым и косвенным способом. Прямое стимулирование: через распределение средств в форме субсидии, дотации, адресной помощи, конкурсного распределения средств. Косвенное стимулирование: осуществляется через финансирование научных разработок, подготовку кадров, страхования рисков, государственные гарантии кредитную поддержку.
3) Контрольная:- заключается в том, что на основе движения финансовых ресурсов, сведений об объеме и направлений используется, можно делать заключение о ходе экономических процессов, контролировать их течение, корректировать в зависимости от приоритетов государственной экономической политики. Контроль осуществляется через механизмы, институты, образующую финансовую систему, через налоговую систему, через механизмы межбюджетного субсидирования, исполнение государственного бюджета в отдельных случаях через судебную систему для разрешения споров, возникающих финансовых вопросов между органами государственной власти физическими и юридическими лицами.
4) Воспроизводственная:- посредством распределения и перераспределения финансовых ресурсов, создаются целевые фонды денежных средств, которые используются для воспроизводства экономики страны, региона, фондов предприятия (основные, оборотные средства)
5) Фискальная:- финансы формируют общегосударственные фонды для выполнений функций государства.
4. Понятие и структура финансовой системы.
Финансовая система-элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств. В отечественной литературе преобладает функциональный подход в трактовке фин. системы. Финансовая система-совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансовая система России
|
Финансовая система