Налоговая система: сущность, функции, принципы формирования.
Налоги и их виды. Механизм (элементы) налогообложения
55.
Налог (Налоговый кодекс РФ. Ст. 8) |
– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований |
56.
Сбор (Налоговый кодекс РФ. Ст. 8) |
– обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) |
57.
Пошлина |
– сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (Налоговый кодекс РФ. Ст. 333.16) Наиболее распространены регистрационные, судебные, наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины |
58.
Основные признаки налога |
· обязательность, т.е. это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований |
· взимание на основе законодательных актов |
· всеобщность |
· отсутствие специальной возмездности, т.е. это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Однако безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства |
59.
Функции налогов | |
Фискальная | Формирование и пополнение доходов бюджета, обеспечение его сбалансированности, обеспечение финансирования государственных расходов |
Регулирующая | Регулирование темпов и направления развития общественного производства; воздействие на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения |
Социальная | Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними |
60.
Принципы налогообложения А. Смита |
· Подданные государства обязаны участвовать в поддержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение или пренебрежение этого приводит к так называемому равенству или неравенству обложения |
· Налог, который обязывается платить налогоплательщик, должен быть точно определен (срок уплаты, способ и сумма платежа). Иначе гражданин отдается более или менее на произвол сборщика, который может в таком случае или увеличить пошлину по неприязни к плательщику, или же под влиянием угрозы чрезвычайных поборов вынудить у него подарок или какую-нибудь услугу. Из опыта всех народов, ничто не причиняет такого огромного зла, как самая незначительная неопределенность в налоге |
· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, каким представляют наибольшее удобство для плательщика |
· Налог должен брать и удерживать из кармана народа возможно меньше сверх того, что поступает в государственное казначейство |
61.
Налоговая система |
– совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, действующих на территории страны, взимаемых в установленном порядке, а также форм, принципов и методов их построения. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов |
62.
Налоговый кодекс РФ |
Устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах 5) формы и методы налогового контроля 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц |
63.
Принципы формирования налоговой системы РФ (Налоговый кодекс РФ. Ст. 3) |
· Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога |
· Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев |
· Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав |
· Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций |
· Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные налоговым законодательством, либо установленные в ином порядке, чем это определено налоговым законодательством |
· При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить |
· Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) |
64.
Принцип платежеспособности | |
Основан на учете имущественного положения налогоплательщика и предполагает что, что величина налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния плательщика. Принцип платежеспособности использует понятия вертикальной и горизонтальной справедливости | |
Вертикальная справедливость | Горизонтальная справедливость |
– налогоплательщики, имеющие более высокие доходы, должны уплачивать и более высокие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет низкие доходы | – налогоплательщики, имеющие одинаковый уровень доходов, должны уплачивать одинаковые суммы налогов |
Примером действия принципа платежеспособности может служить применение прогрессивного подоходного налогообложения, когда с ростом абсолютной величины доходов возрастает и та доля, которую государство забирает в свой бюджет |
65.
Принцип получаемых благ |
Заключается в том, что лица, получающие большую выгоду от общественных благ и услуг, предлагаемых государством, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства |
Существуют такие общественные блага, производство которых финансируется по принципу получаемых благ. Например, налоги на бензин, как правило, предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Однако широкомасштабное применение принципа получаемых благ оказывается невозможным и опровергается реальной практикой налогообложения. Сама природа общественных благ затрудняет задачу точно определить, каким образом эти блага распределяются между отдельными налогоплательщиками. Практически невозможно количественно измерить те блага, которые получают домохозяйства и отдельные предприниматели от национальной безопасности, бесплатной системы образования и т.д. |
66.
Постановка на учет в налоговых органах |
Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет на основании заявления в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе или уведомление о постановке на учет в налоговом органе (Налоговый кодекс РФ. Ст. 83,84) |
67.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (Налоговый кодекс РФ. Ст. 11) | Уведомление о постановке на учет в налоговом органе (Налоговый кодекс РФ. Ст. 11) |
– документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица | – документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным Налоговым кодексом, за исключением оснований, по которым Налоговым кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе |
68.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (Налоговый кодекс РФ. Ст. 84) |
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством |
69.
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ. Ст. 9) |
· организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов · организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами · налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) · таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации) |
70.
Права налогоплательщиков (Налоговый кодекс РФ. Ст. 21) |
· получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и др.; · использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; · на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; · требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; · не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу; · обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; · на соблюдение и сохранение налоговой тайны; · на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; · иные права, установленные Налоговым кодексом и законодательством о налогах и сборах |
71.
Обязанности налогоплательщиков (Налоговый кодекс РФ. Ст. 23) |
Налогоплательщики обязаны: · уплачивать законно установленные налоги; · встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом; · вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; · представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; · представлять в налоговый орган по месту жительства книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; · представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; · выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; · в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; · нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах |
72.
Основные элементы налогообложения (Налоговый кодекс РФ. Ст. 17) |
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: · субъект налога (налогоплательщик); · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога |
73.
Характеристика основных элементов налогообложения | |
Cубъект налога (налогоплательщик) | Организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (Налоговый кодекс РФ. Ст. 19) |
Объект налогообложения | Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (Налоговый кодекс РФ. Ст. 38) |
Налоговая база | Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (Налоговый кодекс РФ. Ст. 53) |
Налоговый период | Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (Налоговый кодекс РФ. Ст. 55) |
Налоговая ставка | Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (Налоговый кодекс РФ. Ст. 53) |
Порядок исчисления налога | Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное налоговым законодательством. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этом случае, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (Налоговый кодекс РФ. Ст. 55) |
Порядок уплаты налога | Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу (Налоговый кодекс РФ. Ст. 58) |
Сроки уплаты налога | Дата или период, в течение которого налогоплательщик фактически обязан внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (Налоговый кодекс РФ. Ст. 57) |
74.
Виды налоговых ставок | |
Твердые ставки | Устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа) |
Пропорциональные | Действуют одинаковые ставки налога независимо от размера дохода |
Прогрессивные | Ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода, т.е. с ростом абсолютной величины доходов возрастает и та доля, которую государство забирает в свой бюджет (налоги на прибыль корпораций (фирм) и на личные доходы) |
Регрессивные | Средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода |
75.
Налоговые льготы (Налоговый кодекс РФ. Ст. 56) |
– предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере |
76.
Налоговое планирование |
– использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами |
77.
78.
Виды налогов в зависимости от характера налогового изъятия | |
Прямой налог | Косвенный налог |
– налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (например, подоходный налог, налог на прибыль фирм налог на доход от денежных капиталов) или имущества налогоплательщика (например, налог с дарений, имущественный налог, в том числе налог налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость) | – надбавки, полностью или частично включаемые в цену товаров и услуг и взимаемые в пользу государства. К ним относятся: акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС), фискальный монопольный налог, таможенные пошлины и др. |
79.
Виды налогов в зависимости от уровня налогового изъятия (Налоговый кодекс РФ. Ст.12) | |
Федеральные налоги | Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (Налоговый кодекс РФ. Ст. 13) |
Региональные налоги | Налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (Налоговый кодекс РФ. Ст. 14) |
Местные налоги | Налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги включают: земельный налог, налог на имущество физических лиц (Налоговый кодекс РФ. Ст. 15) |
80.
Виды налогов в зависимости от их целевого назначения | |
Общие | Предназначены для финансирования текущих капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов |
Специальные | Имеют целевое назначение, вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, налоги во внебюджетные фонды) |
81.
Кривая Лаффера
Кривая Лаффера показывает зависимость между величиной налоговых поступлений в государственный бюджет (Т) и величиной налоговых ставок (t). При увеличении ставки налога доходы государства увеличиваются, если ставка составляет меньше 50%, и уменьшаются, если ставка налога превышает 50%. Если t = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При t = 100 % общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как у налогоплательщиков отсутствуют стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности. При ставке подоходного налога t = 50% налоговые поступления будут максимальными |
82.
Фискальная политика государства |
– система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов |
83.
Основные цели фискальной политики |
· сглаживание колебаний экономического цикла |
· стабилизация темпов экономического роста |
· достижения высокого уровня занятости |
· снижение темпов инфляции |
84.
Основные типы фискальной политики | |
Дискреционная | Активная фискальная политика, предполагающая сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей |
Недискреционная | Пассивная фискальная политика, связанная с автоматическими изменениями в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ |
85.
Дискреционная фискальная политика | |
Дискреционная стимулирующая фискальная политика | Дискреционная сдерживающая фискальная политика |
Имеет своей целью преодоление циклического спада экономики, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей | Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией |
86.
Недискреционная фискальная политика |
Основана на действии встроенных стабилизаторов – инструментов, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К встроенным стабилизаторам относятся: · подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций) · косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость) · пособия по безработице · пособия по бедности |
Литература
Основная литература
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПБ.: Питер, 2011. – 512 с.
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник / Гукасьян Г.М., Моховикова Г.А., Амасова В.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.
3. Курс экономической теории: Для системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих / М.А. Абрамова, Е.Г. Беккер, И.Ю. Беляева и др.: под общ. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.
4. Носова С.С. Экономическая теория: учебник. – М.: КНОРУС, 2011. – 792 с.
5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. – М.: Юристъ, 2011. – 896 с.
6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. Питер, 2011. – 480 с.: ил.
7. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник/ В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011.
Дополнительная литература
1. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Макроэкономика. Учебник. – М.: Инфра-М, 2011. – 202 с.