Государственный долг России, его структура.
Государственный долг — это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга — как совокупного долга резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
Гос долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физ и юр лицами, ин г-вами, м/ународными орг-циями и иными субъектами м/ународного права. Соответственно различают гос-ый и общегос-ый долг.
Общегос-ый долг – более широкой понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав г-ва.
Долговые обязательства РФ м. существовать в сл формах:
1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, ин г-вами и м/ународными фин орг-циями; 2. гос займов, осуществленных путем выпуска ц.б от имени РФ; 3. договоров и соглашений о получении РФ б-тных ссуд и б-тных кредитов от б-тов других ур-ней б-тной с/с РФ; 4. договоров о предоставлении РФ гос гарантий; 5. соглашений и договоров, в т.ч м/ународных, заключенных от имени РФ.
Гос долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолж-ти. РФ не несет ответ-ти по долговым обязательствам субРФ и местных органов власти, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Всю сов-ть гос займов м. разделить на внутренние и внешние гос займы. Внутренний гос займ – сов-ть ден отн-ий на фин рынке в пределах территории страны, связанных с формир-ем ден фондов г-ва и финансир-ем гос р-дов в нац валюте. Внешний гос займ – сов-ть ден отн-ий на м/ународных фин рынках и заимствование средств в ин валюте у иностр суб хоз-я.
Гос внутр долг РФ имеет след структуру:
- кредиты, полученные правительством РФ
- госзаймы от имени правительства РФ
- долговые обязательства, гарантированные правительством РФ
- задолженность прошлых лет
Управлением гос долгом -сов-ть м/п г-ва по выплате д-дов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, опр-е условий и выпуск новых гос ц.б.
В процессе управления гос долгом происходит подготовка к выпуску и размещению гос ц.б, регулирование гос рынка гос ц.б, обслуживание и погашение гос долга.
Методы управления гос долгом:
1) рефинансир-е–погашение старой задолж-ти путем выпуска новых займов
2) конверсия –изменение доходности займов. Г-во в целях снижения р-дов по управлению гос долгом чаще всего снижает % выплачиваемые по займам. Однако может быть и повышение доходности гос ц.б.
3) Консолидация–увеличение срока действия уже выпущенных займов. Правительство может совместить консолидацию с конверсией, т.е. изменить доходность ц.б и изменить срок их действия.
4) Унификация гос займов –объединение нескольких займов в один. Когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
5) Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшие операции по выпуску новых займов неэффективны для г-ва
6) Аннулирование гос долга –мера, когда г-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, это м.б по 2 причинам: Фин несостоятельность г-ва; Приход к власти новых политических сил, к-ые отказываются признать фин обязательства предыдущей власти.
Управление гос долгом осущ-ет Правит-во РФ, конкретно Минфин. Обслуживает гос долг ЦБ или уполномоченные банки по согласованию с Минфин.
Совокупный объем госдолга РФ за 2008 г, по оценке Мин-ва эк развития (МЭР), возрос на 9%, составив по состоянию на 1 января 2009 г 2,62 трлн руб против 2,4 трлн руб на начало 2008 г. Относительно ВВП совокупный долг за год снизился с 7,26% до 6,3%.
По состоянию на 1 января 2009 г внешний гос долг России (в методологии Минфина) составил 39 млрд долларов против 44,88 млрд долларов годом ранее. Т.о, за год внешний госдолг РФ сократился на 13,1%. При этом в рублевом выражении на начало года внешний госдолг составил 1, 147 млрд рублей, что на 4,1% выше, чем на 1 января 2008 г. Рост внешней задолженности в рублевом эквиваленте при сокращении долга в долларовом выражении связан существенным номинальным ослаблением курса рубля по к доллару, отмечают в МЭР. Правительство России утвердило объем внутреннего госдолга на 2009 г в размере 535,8 миллиарда рублей.
Межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, но скалываются на разных принципах. В федеративном гос-ве присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. В федеративном государстве межбюджетные отношения строятся на принципе бюджетного федерализма.
В бюджетном кодексе РФ регламентированы основы межбюджетных отношений в РФ:
1) за каждым уровнем бюджетной системы закреплены расходы.
2) на постоянной основе закреплены нормативы регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
3) равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед бюджетом, равенство местных бюджетов с бюджетами субъектов РФ
4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
5) в межбюджетных отношениях проводится политика выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
Бюджетный федерализм – это отношение между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных образований по поводу оптимального распределения доходов и расходов бюджета каждого уровня.
Принципы бюджетного федерализма:
сочетание интересов самостоятельных территориальных бюджетов при ведущей роли фед бюджета.
наличие трехзвенной бюджетной системы и равенства прав бюджетов одного звена
применение единых критериев для всех субъектов при расчете объема фин помощи из фед бюджета
разграничение доходов бюджетов в соответствии с их полномочиями
централизация доходов на фед уровне для решения общегосударственных задач, а также для перераспределения фин ресурсов между регионами.
Бюджетное регулирование – это перераспределение фин ресурсов между бюджетами различных уровней в связи с недостаточностью собственных доходов бюджетов.
Для осуществления бюджетного регулирования в ходе составления проектов бюджетов, в ходе исполнения бюджетов используются следующие методы:
регулирующие доходы - это федеральные или региональные налоги, по которым установлен норматив отчислений, поступающий в нижестоящие бюджеты (н-р налог на прибыль 24% : 5% в фед бюджет, 17% в региональный бюджет, 2% в местный бюджет).
Бюджетная дотация – денежное средство, выдаваемое в безвозвратном порядке из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет для обеспечения сбалансированности бюджета.
Бюджетная субсидия – это денежное пособие, выдаваемое из бюджета нижестоящему бюджету, органу власти, субъекту хозяйствования для укрепления фин положения. Субсидия имеет разовый характер и заранее может не планироваться.
Бюджетная субвенция – это выделение денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий строго по целевому назначению с предоставлением отчета об использовании средств.
Бюджетная ссуда – это средство, выдаваемое из одного бюджета в другой с целью покрытия временной потребности в денежных средствах с условием возврата
Трансферт – это оказание фин помощи из бюджета субъектам со слабым фин положением. Механизм трансфертов позволяет осуществить горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территории на душу населения и оказывать им фин помощь по единым правилам.
В 1994г был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором важным регулятором их стал выступать Целевой фонд фин поддержки регионов. В настоящее время Правительство РФ разрабатывает комплекс мер по реформированию межбюджетных отношений, способствующих повышению заинтересованности субъектов РФ в максимальной мобилизации их фин ресурсов, оптимизации расходов и снижению дефицитов субъектов РФ. Средства фед фонда фин поддержки выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного им налогового законодательства РФ без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
1. не предоставлять фин помощь субъектам РФ, имеющим превышение собственных доходов над расходами.
2. оказывать поддержку субъектам РФ таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников
3. упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий
4. создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней соц-экономического развития регионов.