Организационно – экономическая характеристика Сбербанка России ОАО
Введение
Место проведения производственной практики: ОПЕРУ 9944/9944, которое является структурным подразделением Сибирского банка Сбербанка России, в отделе планирования, контроля качества клиентского обслуживания.
Целью производственной практики является применение студентами теоретических знаний по экономическому анализу и организации финансов предприятий в условиях работы конкретных организаций, приобретение студентами практических знаний в области банковского бизнеса, а так же закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения курсов: «Банковское дело», «Организация деятельности Центрального банка», «Денежно – кредитное регулирование».
Основные задачи производственных практик:
- закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения экономических и финансовых дисциплин;
- получить практические навыки проведения экономического анализа результатов деятельности организации;
- научиться выделять факторы, влияющие на показатели деятельности организации, измерять их;
- приобрести опыт поиска и реализации неиспользованных резервов роста эффективности деятельности организации;
- научиться делать аргументированные выводы и по результатам проведенного анализа разрабатывать рекомендации и предложения с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности организации;
- овладеть методами оценки организации финансовой работы на предприятии.
Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2011 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.
Отчет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение
Производственная практика проходила в кредитной организации ОАО Сибирский банк Сбербанка России в ОПЕРУ 9977/9944.
По итогам 2011 года Сибирский банк достиг впечатляющих финансовых результатов. Во-первых, произошел существенный прирост по кредитным портфелям корпоративных клиентов. Это значит, что при участии Банка региональный бизнес получил мощный толчок к развитию. Портфель кредитов юридическим лицам за тот же период увеличился на 20,4% и достиг 197 742 млн руб. Впечатляющие результаты и в сфере кредитования физических лиц. Портфель кредитов физическим лицам увеличился в 2011 году на 27,6% – до 122 075 млн руб. В результате доля кредитов в структуре активов Сибирского банка юридическим лицам увеличилась до 52,0% к концу 2011 года по сравнению с 51,6% на конец 2010 года, физическим лицам выросла до 32,1% с 30,0%. В 2011 году зафиксирован высокий темп роста привлеченных средств юридических лиц (на 25,3%), а также средств, привлеченных в системе Сбербанка России (35,5%). За 2011 год активы Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» выросли на 19,4% и составили 380 219 млн руб.
В процессе прохождения преддипломной практики в ОАО Сибирский банк Сбербанка России при выполнении работ затруднений не возникало. Этому способствовало консультирование, а также содействие руководителя от базы практики в процессе выполнения работ.
Все задания были выполнены в полном объеме и в установленные сроки. При проведении анализа показателей организации трудности в расчетах необходимых показателей не возникали. Дневник о прохождении практики заполнялся своевременно.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 11.07.2011).
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
3. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях»,
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»
6. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
7. Положению о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», утвержденного ЦБ РФ 31.08.98 № 54-П.
8. Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
9. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (ред. 05.03.2009).
10. Инструкция Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (ред. от 08.11.2010).
11. Александрова Н.Г., Александров Н.А. Банки и банковская деятельность для клиентов. Санкт–Петербург: Питер, 2009. – 224 с.
12. Лаврушин О.И. Банковское дело. Москва: Финансы и статистика, 2010. – 672 с.
13. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 322 с.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
\
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Место проведения производственной практики: ОПЕРУ 9944/9944, которое является структурным подразделением Сибирского банка Сбербанка России, в отделе планирования, контроля качества клиентского обслуживания.
Целью производственной практики является применение студентами теоретических знаний по экономическому анализу и организации финансов предприятий в условиях работы конкретных организаций, приобретение студентами практических знаний в области банковского бизнеса, а так же закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения курсов: «Банковское дело», «Организация деятельности Центрального банка», «Денежно – кредитное регулирование».
Основные задачи производственных практик:
- закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения экономических и финансовых дисциплин;
- получить практические навыки проведения экономического анализа результатов деятельности организации;
- научиться выделять факторы, влияющие на показатели деятельности организации, измерять их;
- приобрести опыт поиска и реализации неиспользованных резервов роста эффективности деятельности организации;
- научиться делать аргументированные выводы и по результатам проведенного анализа разрабатывать рекомендации и предложения с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности организации;
- овладеть методами оценки организации финансовой работы на предприятии.
Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2011 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.
Отчет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Организационно – экономическая характеристика Сбербанка России ОАО
ОАО Сбербанк России - крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого приходится около 30% активов российской банковской системы, основной кредитор национальной экономики. Учредителем и главным акционером Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционеры банка - более 200 тысяч физических и юридических лиц.
Банк имеет генеральную лицензию Банка России на осуществление банковских операций № 1481. Официальный сайт банка - www.sberbank.ru
Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество.
За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития Банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных конкурентных позиций на российском финансовом рынке, который в среднесрочной перспективе будет оставаться одним из самых быстрорастущих и привлекательных в мире.
В условиях углубления дифференциации потребностей клиентов и усиления конкуренции на финансовом рынке важным условием успешной реализации стратегии является формирование адекватной требованиям бизнеса системы управления и организационной структуры.
15 ноября 2011 года, Москва — По состоянию на 14 ноября 2011 года Сбербанк стал третьим по капитализации банком в Европе. Капитализация Сбербанка составила около 60 млрд долл. США. Сбербанк опережает по данному показателю таких мировых лидеров отрасли, как французский BNP Paribas, швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank, британские Barclays и Royal Bank of Scotland.
8 апреля 2011 года рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило индивидуальный рейтинг Сбербанка России (РТС: SBER, ММВБ: SBER03) с С/D до С. По информации аналитиков агентства, повышение индивидуального рейтинга Банка отражает стабилизацию операционной среды в России, качества активов и прибыльности самого банка.
28 июля 2011 года, Москва — Сбербанк России стал единственным российским банком, который вошел в список крупнейших мировых корпораций по итогам 2010 года, опубликованный
Американским журналом Fortune. В общем рейтинге Fortune Global 500 Сбербанк занял 298-ю строчку.
25 апреля 2011 года, Москва — Сбербанк занял первые места в рейтингах узнаваемости и известности российских банков, опубликованных Национальным агентством финансовых исследований.
Уставной капитала ОАО «Сбербанк России» составляет 67 760 844 тыс. руб.
В настоящее время общее количество размещенных акций Сбербанка России ОАО составляет:
– обыкновенных акций номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 шт.
– привилегированных акций номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 шт.
Предельное количество объявленных обыкновенных акций - 15 000 000 000 шт.
Структура акционеров Сбербанка России ОАО по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 12 апреля 2012 года) выглядит следующим образом:
Банк России – 57,58%;
Юридические лица – нерезиденты – 33,8%;
Юридические лица – резиденты – 4,1%;
Частные инвесторы – нерезиденты – 0,01%;
Частные инвесторы – резиденты – 4,5%.
Общее количество акционеров – более 244 тысяч.
Миссия Банка:
· Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
· Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее
сотрудников.
Миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты банка, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель устремлений – стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.
Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
Организационная структура управления Сбербанка России ОАО представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура Сбербанка России ОАО
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. 3 июня 2011 года состоялось годовое Общее собрание акционеров, на котором были утверждены годовой отчет Банка за 2010 год, составленный в соответствии с требованиями ФКЦБ, и годовой отчет Банка, составленный в соответствии с требованиями Банка России. Также были приняты решения о распределении прибыли и выплате дивидендов за 2010 год, утвержден аудитор на 2011 год, избраны члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии, избран Президент, Председатель Правления, утвержден в новой редакции Устав Банка, приняты решения о выплате вознаграждения членам Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии.
Перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров, приведен в Уставе Банка.
В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в Банке функционирует ряд коллегиальных органов (комитетов), подотчетных Правлению ОАО «Сбербанк России». Их основные задачи — решение вопросов и проведение единой согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности Банка (рис. 2).
Организационное устройство ОАО «МДМ Банк» соответствует общепринятой схеме управления Акционерным обществом. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий - акционеров доверенности не требуется. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимают участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагается также наблюдение и контроль за работой правления банка.
Рис. 2 – Организационная структура управления ОАО «Сбербанк России»
Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, и взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов. В состав правлений коммерческих банков обычно входит представители наиболее крупных участников банка.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.
Банк осуществляет операции в следующих основных направлениях, оказывающих наибольшее влияние на финансовый результат:
Корпоративные банковские операции включают в себя предоставление кредитов корпоративным клиентам, осуществление торгового финансирования и синдицированного кредитования. Банк активно проводит документарные операции, включая выставление банковских гарантий и аккредитивов. Также осуществляется привлечение депозитов, проведение расчетных и кассовых операций, дистанционное обслуживание клиентов.
Банковские услуги предприятиям малого и среднего бизнеса включают в себя проведение расчетных и кассовых операций, привлечение депозитов и предоставление кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках партнерских программ с организациями. осуществляющими поддержку малого и среднего бизнеса - Европейским банком реконструкции и развития. Региональными фондами поддержки малого предпринимательства и другими.
Розничные банковские операции включают в себя привлечение вкладов и предоставление кредитов физическим лицам, осуществление денежных переводов, проведение валютно-кассовых операций, оказание услуг по выпуску и обслуживанию банковских карт клиентов - физических лиц. дистанционное банковское обслуживание.
Частное банковское обслуживание включает в себя предоставление VIP-клиентам, располагающим активами от 500 тыс. долл. США, полного спектра инвестиционных и банковских продуктов и услуг, в том числе финансовое планирование, консультирование и доверительное управление.
Казначейство (операции на финансовых рынках) включает в себя проведение операций на фондовых рынках и на денежном рынке, проведение торговых операций с ценными бумагами. иностранной валютой и драгоценными металлами, операций РЕНО, проведение банкнотных сделок и операций с производными финансовыми инструментами.
Организационная структура отделения ОПЕРУ 9977/9944 выглядит следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Организационная структура управления ОПЕРУ 9977/9944 Сибирского банка Сбербанка России ОАО
Местонахождение ОПЕРУ 9977/9944: 630007, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 20.
Основная деятельность ОПЕРУ 9977/9944 заключается в привлечении денежных средств от физических и юридических лиц, осуществлении расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, кредитования физических и юридических лиц, совершения валютных операций с ценными бумагами.
ОПЕРУ 9977/9944 имеет право осуществлять банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России:
- привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады, размещать их от имени банка;
- осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
- открывать и вести счета физических и юридических лиц;
- инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
- покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
- приобретать права требования третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительно управлять денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществлять лизинговые операции;
- оказывать консультационные услуги;
- распространять и обслуживать пластиковые карточки международных и российских платежных систем, членом которых является Банк или с которыми Банком подписаны соглашения о сотрудничестве.