Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири

Цели изучения темы: дать студентам общее представление об особенностях межличностных конфликтов, причинах их возникновения и способах управле­ния ими.

I.Информационно-предметный блок.

I.1.Понятие межличностного конфликта и его особенности

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу пред­ставляется картина противоборства двух человек на основе столкно­вения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен­ности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо­дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест­ных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза­имодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел­лекта, воли и других индивидуально-психологических особен­ностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-> ностью и охватом практически всех сторон отношений между

конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

I.2.Сферы проявления межличностных конфликтов

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 9.1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их ти­пов и причин.

I.3.Управление межличностными конфликтами

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект пред­полагает применение технологий эффективного общения и рацио­нального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отра­жает управленческую деятельность со стороны руководителя (менед­жера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управ­ления представлено в табл. 9.2.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаим­ные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличност­ных конфликтов к такому основанию.

Сферы межличностных конфликтов

Таблица 9.1.

№ п/п Сфера проявления Типы конфликтов Причины
Коллектив (организация) Руководитель-подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)
Семья Супружеские конфликты Родители—дети Супруги—родственники Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психо­лого-педагогической культуры членов семьи
Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.) Гражданин—общество Гражданин—чиновник и т. п. Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура

Таблица 9.2 Управление межличностными конфликтами

№ п/п Этап управления Основное содержание
Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
Регулирование конфликта Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников
Разрешение конфликта Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический
Таблица 9.3.Причины и факторы конфликтов
№ п/п Тип факторов и их основное содержание Формы проявления
Информационные факторы— неприемлемость информации для одной из сторон Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты
Поведенческие факторы— неуместность, грубость, бестактность и т.п. Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений
Факторы отношений— неудовлетворен ность от взаимодействия между сторонами Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности
Ценностные факторы— противополож­ность принципов поведения Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)
Структурные факторы— относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность
         


Таблица 9.4. Классификация межличностных конфликтов

- в зависимости от взаимной направленности субъектов Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru в межличностных отношениях (симпатии — Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru и антипатии — Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru )

Тип конфликта Модель межличностных отношений
Взаимно-положительный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Взаимно-отрицательный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Односторонне положительно-отрицательный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Односторонне противоречиво-положительный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Односторонне противоречиво-отрицательный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Взаимопротиворечивый Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru
Безразличный Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири - student2.ru

Наши рекомендации