Классификация доходов государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, формой проявления которых являются различные виды платежей, выступающих в своем материально-вещественном воплощении — в денежных средствах, поступающих в государственный бюджет. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и Неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Схема образования доходов консолидированного бюджета на примере Ставропольского края дана в табл. 2.1.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая система включает:
1. Федеральные налоги:
•НДС;
• акцизы;
• таможенные пошлины;
• на прибыль предприятий и организаций;
• на доходы физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
• на производство минерально-сырьевой базы;
• на пользование недрами;
• на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
• госпошлина;
• федеральные лицензионные сборы.
2. Налоги субъектов Федерации:
• налог с продаж;
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
3. Местные налоги:
• земельный налог;
• налог на наследование и дарение;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• местные лицензионные сборы.
Для современной налоговой системы РФ характерна очень высокая концентрация налогов: на долю шести крупнейших налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) приходится 85%. всех налоговых платежей.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
иные неналоговые доходы.
Налоговые доходы государственного бюджета классифицируются согласно системе статистики государственных финансов (СГФ) и системе национальных счетов (СНС).
Классификация СГФ разработана МВФ и предназначена для разработки финансовой политики государства, анализа государственных финансов. Отличительной особенностью классификации СГФ является то, что все налоги различаются по типу налоговой базы, которая может выступать в виде общей суммы заработной платы, суммы продаж, суммы дохода, суммы импорта и др.
Международный стандарт по СНС был принят ООН в 1993 г. и рекомендован всем национальным статистическим службам стран для практического использования. СНС — это национальный учет, представленный набором счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют функционирование экономического потенциала нации и результаты ее экономической деятельности. Внедрение СНС в Российской Федерации способствует адаптации нашей статистики к рыночным условиям хозяйствования
Классификация налогов представлена в СНС тремя большими группами: налоги производственные, подоходные, налоги на капитал.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению; они тесно связаны с четырьмя первоочередными функциями государства: экономической, социальной, управленческой и политической. Соответственно основное место в расходах бюджета занимают четыре группы:
• экономического назначения (финансирование народного хозяйства);
• расходы на социально-культурные мероприятия — финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, социальная помощь отдельным слоям и категориям населения);
• расходы на управление — финансирование органов исполнительной и законодательной власти;
• политические расходы — на военные цели, международные нужды, органы госбезопасности и т.д.; в условиях функционирования государственного кредита также присутствуют расходы на обслуживание государственного долга.
Расходы государственного бюджета делятся:
• по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные вложения, в бюджетных организациях — расходы на заработную плату, капитальный ремонт, приобретение инвентаря);
• по уровням бюджетной системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).
В связи с переходом на новую бюджетную классификацию важное значение приобрела классификация расходов по функциональному признаку. Состав основных ее разделов:
1.Госуправление.
2.Международная деятельность.
3.Национальная оборона.
4.Расходы на правоохранительные органы.
5.Федеральная судебная система.
6.Фундаментальные исследования и содействие научно техническому прогрессу.
7.Финансирование промышленности, энергетики, строитель- ства.
8.Финансирование сельского хозяйства.
9.Охрана окружающей среды.
10.Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи, информатики.
11.Финансирование жилищно-коммунального хозяйства.
12.Финансирование рыночной инфраструктуры.
13.Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных событий.
14.Расходы на образование.
15.Культура и искусство, средства массовой информации.
16.Здравоохранение и физическая культура.
17.Социальная политика.
18.Обслуживание государственного долга.
19.Прочие расходы, в том числе финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс местных органов власти (местные бюджеты); резервный фонд (президента, правительства), государственная поддержка Крайнего Севера.