Классификация доходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета выражают экономиче­ские отношения, формой проявления которых являются различ­ные виды платежей, выступающих в своем материально-веще­ственном воплощении — в денежных средствах, поступающих в государственный бюджет. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и Неналоговых видов доходов, а также за счет безвоз­мездных перечислений. Схема образования доходов консолиди­рованного бюджета на примере Ставропольского края дана в табл. 2.1.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, регио­нальные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая система включает:

1. Федеральные налоги:

•НДС;

• акцизы;

• таможенные пошлины;

• на прибыль предприятий и организаций;

• на доходы физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• на производство минерально-сырьевой базы;

• на пользование недрами;

• на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический налог;

• госпошлина;

• федеральные лицензионные сборы.

2. Налоги субъектов Федерации:

• налог с продаж;

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги:

• земельный налог;

• налог на наследование и дарение;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• местные лицензионные сборы.

Для современной налоговой системы РФ характерна очень высокая концентрация налогов: на долю шести крупнейших налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) приходит­ся 85%. всех налоговых платежей.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуп­равления, а также бюджетными учреждениями;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, по­лученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

иные неналоговые доходы.

Налоговые доходы государственного бюджета классифици­руются согласно системе статистики государственных финансов (СГФ) и системе национальных счетов (СНС).

Классификация СГФ разработана МВФ и предназначена для разработки финансовой политики государства, анализа госу­дарственных финансов. Отличительной особенностью классифи­кации СГФ является то, что все налоги различаются по типу нало­говой базы, которая может выступать в виде общей суммы зара­ботной платы, суммы продаж, суммы дохода, суммы импорта и др.

Международный стандарт по СНС был принят ООН в 1993 г. и рекомендован всем национальным статистическим службам стран для практического использования. СНС — это нацио­нальный учет, представленный набором счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют функционирование экономиче­ского потенциала нации и результаты ее экономической дея­тельности. Внедрение СНС в Российской Федерации способ­ствует адаптации нашей статистики к рыночным условиям хо­зяйствования

Классификация налогов представлена в СНС тремя больши­ми группами: налоги производственные, подоходные, налоги на капитал.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Расходы государственного бюджета — это экономические от­ношения, связанные с распределением и использованием цент­рализованных денежных фондов государства по отраслевому, це­левому и территориальному назначению; они тесно связаны с четырьмя первоочередными функциями государства: экономи­ческой, социальной, управленческой и политической. Соответ­ственно основное место в расходах бюджета занимают четыре группы:

• экономического назначения (финансирование народного хозяйства);

• расходы на социально-культурные мероприятия — финан­сирование отраслей, обслуживающих население, в основном путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, об­разование, социальная помощь отдельным слоям и категориям населения);

• расходы на управление — финансирование органов испол­нительной и законодательной власти;

• политические расходы — на военные цели, международные нужды, органы госбезопасности и т.д.; в условиях функциони­рования государственного кредита также присутствуют расходы на обслуживание государственного долга.

Расходы государственного бюджета делятся:

• по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяй­ство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные вложения, в бюджетных организациях — расходы на заработную плату, капитальный ремонт, приобретение инвентаря);

• по уровням бюджетной системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).

В связи с переходом на новую бюджетную классификацию важное значение приобрела классификация расходов по функциональному признаку. Состав основных ее разделов:

1.Госуправление.

2.Международная деятельность.

3.Национальная оборона.

4.Расходы на правоохранительные органы.

5.Федеральная судебная система.

6.Фундаментальные исследования и содействие научно тех­ническому прогрессу.

7.Финансирование промышленности, энергетики, строитель- ства.

8.Финансирование сельского хозяйства.

9.Охрана окружающей среды.

10.Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, свя­зи, информатики.

11.Финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

12.Финансирование рыночной инфраструктуры.

13.Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных событий.

14.Расходы на образование.

15.Культура и искусство, средства массовой информации.

16.Здравоохранение и физическая культура.

17.Социальная политика.

18.Обслуживание государственного долга.

19.Прочие расходы, в том числе финансовая помощь субъек­там федерации и нижестоящим бюджетам, фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс местных органов власти (местные бюджеты); резервный фонд (президента, правительства), государственная поддержка Край­него Севера.

Наши рекомендации