Понятие “цена”. Виды цен на товары и услуги
СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ
Понятие “цена”. Виды цен на товары и услуги. Уровни и структура цен, методы их расчета. Показатели вариации и соотношений цен. Индексы цен. Понятие “уровень инфляции”. Статистические методы анализа уровня инфляции.
Понятие “цена”. Виды цен на товары и услуги
Предметом статистики цен и инфляции выступает исследование проблем цен в конкретных условиях, с учётом места, времени и периода экономического развития.
Статистика цен и инфляции применяет три последовательные стадии:
- статистическое наблюдение (сбор статистического материала);
- сводка и группировка результатов наблюдения;
- анализ полученных обобщенных материалов и показателей.
Основными задачами статистики цен и инфляции являются:
- анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры. Отслеживание поведения цен даёт возможность принять оперативное решение по изменившейся экономической ситуации;
- изучение цен, их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам;
- анализ цен как фактора уровня жизни, оценки инфляционных процессов;
- анализ цен с точки зрения производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен, доли в ней налогов и пропорциональности развития экономики;
- изучение цен для сопоставлений (межрегиональных, международных);
- анализ и оценка факторов, влияющих на уровень, колеблемость цен;
- выявление соотношений цен на различные товары;
- совершенствование методологии статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен.
Ценавыражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
На практике используют несколько основных видов цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности (подразделяются на оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности);
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
- розничные цены;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Индекс Д. Карли
или (21.26 а,б),
где - индексы цен по отдельным товарам;
3) индекс Юнга - определяется по формуле:
(21.27),
где q– объём продукции;
СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ
Понятие “цена”. Виды цен на товары и услуги. Уровни и структура цен, методы их расчета. Показатели вариации и соотношений цен. Индексы цен. Понятие “уровень инфляции”. Статистические методы анализа уровня инфляции.
Понятие “цена”. Виды цен на товары и услуги
Предметом статистики цен и инфляции выступает исследование проблем цен в конкретных условиях, с учётом места, времени и периода экономического развития.
Статистика цен и инфляции применяет три последовательные стадии:
- статистическое наблюдение (сбор статистического материала);
- сводка и группировка результатов наблюдения;
- анализ полученных обобщенных материалов и показателей.
Основными задачами статистики цен и инфляции являются:
- анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры. Отслеживание поведения цен даёт возможность принять оперативное решение по изменившейся экономической ситуации;
- изучение цен, их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам;
- анализ цен как фактора уровня жизни, оценки инфляционных процессов;
- анализ цен с точки зрения производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен, доли в ней налогов и пропорциональности развития экономики;
- изучение цен для сопоставлений (межрегиональных, международных);
- анализ и оценка факторов, влияющих на уровень, колеблемость цен;
- выявление соотношений цен на различные товары;
- совершенствование методологии статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен.
Ценавыражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
На практике используют несколько основных видов цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности (подразделяются на оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности);
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
- розничные цены;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.